Украинская правда

Сколько переплачивают на государственном строительстве?

Государство переплачивает каждую третью гривню на завышенных ценах на стройматериалы для восстановления.

В разгар войны Украина вливает колоссальные средства в восстановление. Центральная и местная власть за 2024-2025 годы потратили на строительные работы более 490 млрд грн, проведя более 230 тыс. тендеров в Prozorro. На эти деньги возводятся школы и больницы, ремонтируются мосты, стелятся километры асфальта.

С осени 2024 года правительство сделало амбициозный шаг к прозрачности: заказчиков обязали публиковать в Prozorro детальные сведения о материальных ресурсах в строительных сметах (цены, количество, страны происхождения каждой позиции). Расчет был на то, что раскрытие данных поможет выявить и сдержать вероятные злоупотребления.

Анализ двух сотен крупнейших строительных тендеров 2025 года (из тех, где заказчики добросовестно обнародовали сметные цены) выявил системное завышение стоимости типовых материалов. Вот несколько красноречивых примеров того, сколько платит государство за единицу товара по сравнению с рыночными ценами.

Арматура (8 мм, класс А240) стоит 35 тыс. грн за тонну с НДС. Средняя цена в государственных тендерах – 37 тыс. грн. Хотя разница незначительна, внимание привлекают экстремумы: самую дорогую арматуру этого класса покупают за более 50 тыс. грн.

Разрыв между ценами на другие стройматериалы, которые попали в мониторинг, еще больше.

Так, сухая смесь Ceresit СМ11 в супермаркетах Киева стоит около 9 грн за кг, а средняя цена в Prozorro – 11,5 грн. Щебень марки М1000 и фракции 20-40 мм покупают по 1,3 тыс. грн за тонну, а на рынке он стоит от 400 грн за тонну.

Керамический кирпич покупают по 10 грн за штуку при рыночной цене 6-9 грн. Песок в тендерах на Prozorro стоит 800 грн за тонну, на рынке – 100-250 грн. Цементную смесь марки М100 покупают по 3,2 тыс. грн за куб. м, а рыночная цена – 2,2 тыс. грн.

Поскольку материалы составляют львиную долю затрат в строительных подрядах (70% – в капитальных ремонтах и строительстве сооружений, 50% – в дорожных работах), такое завышение цен автоматически "раздувает" общую стоимость проектов.

Если предположить, что в среднем по стране закупочные цены завышены на 30%, то из условных 100 млрд грн, потраченных в 2025 году на стройматериалы, около 30 млрд грн – это потенциальная переплата, деньги, которые казна могла бы сэкономить.

Абстрактные проценты конкретизируются на реальных кейсах. Один из них – восстановление Центральной городской больницы в Изюме на Харьковщине. Это медучреждение, разрушенное российскими обстрелами, планируют восстановить за счет международных доноров.

По результатам тендера департамент капитального строительства Харьковской ОГА заключил в сентябре 2025 года соглашение с консорциумом "Билдинг групп" на 1,045 млрд грн.

Тщательный анализ сметы, проведенный командой Dozorro, показал, что цены на основные строительные материалы и оборудование в проекте иногда вдвое превышают среднерыночные. Ориентировочная переплата – 58 млн грн.

По мнению аналитиков, подрядчик воспользовался завышенной ожидаемой стоимостью проекта. На этапе составления сметы никто не ограничил "аппетиты", поэтому на тендер вышли с раздутой ценой, которая формально находилась "в пределах нормы".

Однако ситуация не черно-белая. Завышенные цены на материалы иногда компенсируются заниженными официальными зарплатами, которые потом платят "в конверте". Строительные сметы руководствуются государственными нормами, где зарплата рабочих закладывается на уровне средних отраслевых показателей, а они часто часто устаревшие и нереальные.

Так, по данным "Наших грошей", в смете реконструкции поликлиники Центра им. Шалимова в Киеве месячная зарплата строителя третьего разряда составляет 18 тыс. грн, тогда как на рынке она как минимум вдвое выше – около 38 тыс. грн.

Эксперты предполагают, что эту разницу работникам выплатят "в конвертах" из маржи, заложенной в завышенные цены на материалы. Таким образом, часть бюджетных средств пойдет не на бетон или кирпич, а на негласное повышение зарплат, минуя налоговую.

Для государства это также потеря денег, но несколько иного рода: не прямая переплата во время тендера, а недополученные налоги позже, в процессе выполнения работ. По оценкам журналистов, в "шалимовском" проекте из 165 млн грн контракта не менее 16 млн грн могут осесть в тени именно таким образом.

госзакупки строительство Prozorro цены