Чаще используют айтишники, но больше задач выполняет для педагогов: ЭП проанализировала как искусственный интеллект уже влияет на определенные профессии и какие особенности его адаптации в Украине.
Исторически новые технологии требовали десятилетия, чтобы достичь широкого распространения. Первый массовый персональный компьютер появился в 1981 году, но до большинства домохозяйств в США он дошел только через 20 лет. Интернету понадобилось около пяти лет, чтобы достичь таких темпов внедрения, которых искусственный интеллект (ИИ) достиг только за два.
ИИ уже меняет рынок труда, частично выполняя работу человека. Пока что это происходит в рамках сотрудничества: тот скорее дополняет специалиста, повышая его эффективность и скорость. Впрочем, нельзя исключать, что со временем баланс изменится и целые профессии или навыки могут потерять актуальность.
В сентябре американская компания Anthropic обнародовала подробные данные об использовании своего продукта Claude.ai в мире и в Украине. Хотя эта система менее популярна, чем Gemini от Google или ChatGPT от OpenAI, ее данные позволяют впервые проанализировать, в каких профессиях интеграция ИИ происходит быстрее, а где – медленнее, и каковы региональные особенности этого процесса, в частности в Украине.
Для анализа все запросы пользователей были классифицированы по функциям, присущим различным профессиям, в соответствии с американским классификатором O*NET. Ожидаемо, наибольшую долю профессионального взаимодействия с ИИ составляют IT-специалисты – на них в США приходится около трети всех запросов. Далее – педагоги (более 12% запросов), а остальные профессии заметно отстают.
В Украине картина несколько иная. По подсчетам ЭП региональных данных индекса, 64% всех обращений к Claude касаются ИТ-задач (разработка, тестирование, поддержка программ, веб-сайты, базы данных, алгоритмы, техподдержка).
На втором месте – искусство, дизайн, развлечения, спорт и СМИ (11%), тогда как образование составляет менее 10%. Эти данные указаны без учета 37% всех неклассифицированных запросов, которые нельзя четко отнести ни к одной профессиональной категории.
"Чем шире применение ИИ, тем разнообразнее становятся задачи и профессии, в которых его используют", – отмечают авторы исследования.
На начальных этапах страны с низким уровнем AI adoption (использование ИИ на душу населения) обычно сосредотачиваются на узком круге технических задач – прежде всего программировании. В более зрелых экосистемах спектр применений расширяется: появляются образовательные, научные, офисные и творческие задачи.
Так, в США пользователи Claude часто применяют ИИ для домашних дел, поиска работы или медицинских советов – заметно чаще, чем средний мировой уровень. В Бразилии ИИ активно используют для переводческих и юридических услуг. Кроме этого, это одна из первых стран, где искусственный интеллект интегрирован в судебную систему.
Покрытие профессиональных задач
Если же посмотреть не на частоту профессионального использования, а на конкретные задачи, описывающие профессии, и которые ИИ уже сейчас способен "покрывать", картина становится интереснее. Определенные задачи уже автоматизированы. В других ИИ становится партнером в сотрудничестве при исследовании проблемы или разработке. Но большинство задач еще остаются полностью в руках человека.
Например, турагенты в целом выполняют семь основных задач. Из них четыре (57%) уже частично или полностью автоматизированы благодаря ИИ. В частности, расчет стоимости поездок, подготовка персонализированных брошюр, поиск маршрутов и коммуникация с клиентами. Другие три функции – получение платежей, бронирование или печать билетов – пока ожидаемо остаются в сфере человеческой ответственности.
"Покрытие" искусственным интеллектом человеческих задач кардинально различаться от профессии к профессии. Для ряда специальностей, прежде всего производственных и сельскохозяйственных, доля автоматизированных задач остается нулевой, тогда как в некоторых офисных профессиях – превышает две трети.
Несмотря на постепенный "захват" новых функций, разработчики призывают не паниковать: ИИ пока не вытесняет человека, а лишь усиливает его возможности. "Сейчас Claude пишет 90% кода Anthropic, но это не уменьшает количество рабочих мест, а лишь повышает производительность: инженеры концентрируются на самых сложных 10% задач", – рассказывает соучредитель компании Дарио Амодей.
В сентябрьском отчете OpenAI указано, что 28% работающих взрослых в США уже используют ChatGPT на работе (против 8% в 2023 году). По оценкам компании, эти работники на 40% продуктивнее.
Впрочем, эта формула не является незыблемой вечно. "Когда автоматизация достигнет уровня 95-99%, нас ожидают значительные сдвиги на рынке труда в течение 2-5 лет", – предупреждает Амодей.