Почему онлайн-мониторинг азартных игр сложнее, чем кажется
Государственная система онлайн-мониторинга (ГСОМ) должна стать базовым инструментом надзора за рынком азартных игр. Это будет центральный реестр, куда в реальном времени будут поступать данные о ставках, выигрышах, выплатах и финансовых потоках операторов.
Идея проста: прозрачность легального рынка, контроль налогов и защита игроков. Реализация - один из самых сложных ІТ-проектов, которые когда-либо запускало государство.
Зачем государству ГСОМ и почему ее не запустить "за три дня"
Когда вы делаете ставку в зале автоматов или в приложении онлайн-казино, это действие должно почти мгновенно попадать на государственный сервер. Именно так задумана ГСОМ: она фиксирует каждую принятую ставку, выигрыш, возврат средств и все движение денег в реальном времени или с задержкой не более двух секунд.
ДСОМ - это как "черный ящик" в самолете, но для азартных игр. Валовой доход (GGR), ставки, выигрыши, RTP (процент возврата игроку) - все попадает в централизованное хранилище. Техническим администратором является ГП "Дія", а администратором/заказчиком - государственное агентство "ПлейСити".
Передача данных от операторов происходит через защищенный API, а каждый оператор будет иметь электронный кабинет для отправки событий в ДСОМ. Далее работает "конвейер" обработки событий со всего рынка. На выходе - регуляторные и аналитические отчеты. Также предусмотрено взаимодействие с другими государственными информационными системами по открытым интерфейсам.
Зачем системе RTP и что она дает
Отдельный важный элемент - RTP. Его анализ позволяет выявлять как манипуляции, так и сбои. RTP 0% (когда никто никогда не выигрывает) - это нарушение. Чрезмерно высокий RTP может быть honey trap, создающей иллюзию выигрышей для привлечения игроков.
ДСОМ позволит видеть такие аномалии на уровне игры, провайдера и оператора.
Показательный кейс: в штате Коннектикут онлайн-слот Deal or No Deal Banker's Bonanza от провайдера White Hat в течение 15-21 августа 2023 года сделал более 20 тыс. спинов без единого выигрыша для 522 игроков.
По итогам расследования регулятор оштрафовал оператора DraftKings на 19 тыс. долл, а поставщика - на 3,5 тыс. долл. Этот пример хорошо иллюстрирует, почему сбор RTP и транзакционных данных в государственной системе критически необходим.
Налоги и GGR
Со стороны государства ГСОМ - это прежде всего контроль за налогами. GGR (валовой игровой доход) - это то, с чего платят налог казино. И если мы видим все транзакции в реальном времени, мы больше не работаем "на глаз". Налоговая видит реальную картину и может облагать бизнес честно, не вводя новых ставок или давления, как это часто предлагает глава профильного налогового комитета Даниил Гетманцев.
Это настоящая детенизация, не через удавку, а через технологии.
О сроках и масштабе
В календарном плане указаны ключевые вехи: подготовка ТЗ и реестров - до 17 ноября 2025 года, а готовность API и основного хранилища - до 8 декабря 2025 года. Масштаб задачи - уровня крупного финтех-продукта, такая система сопоставима с MEGOGO или "Розетка" по масштабу.
Техтребования фиксируют пиковую нагрузку до 10 000 транзакций в секунду, а к вебинтерфейсу выдвигаются требования по "зеленой зоне" PageSpeed и плавности работы даже на слабых устройствах.
Я работал над крупными проектами, и знаю, что даже написание грамотного ТЗ занимает месяцы. Лично был на встрече, когда Минцифры и "ПлейСити" презентовали замысел и технический масштаб ДСОМ.
Срок разработки системы подобного масштаба, составляет не менее 14 месяцев. Иначе есть риск, что разработчик покажет сырой продукт и будет дорабатывать его на ходу. Это все равно что собирать самолет во время полета - и такой сценарий недопустим.
Поэтому вместо давления на сроки, которые сейчас активно распространяются по сети, стоит дать время на качественное создание большой и сложной системы. Ну, это если мы действительно хотим, чтобы она работала так, как это заложено в замысле.
Риски системы
После завершения контракта разработчик передает весь код государству. Это снижает риски вендор-локина (ситуация, когда заказчик становится слишком зависимым от одного поставщика услуг или технологий и не может легко перейти к другому без больших затрат или риска) и показывает субъектность государства в этом процессе. Но это создает риск: что после завершения гарантии в 12 месяцев поддержку придется объявлять через новый тендер, и все это время система может быть недоступна.
Первый большой риск связан с полным доступом технического администратора. ГП "Дія" фактически получит "ключ от всей системы". Это означает, что по желанию администратор может не только удалять данные после окончания срока их хранения, как того требует закон, но и во время операций.
Представим ситуацию: идет проверка, и определенные записи исчезают из системы. Это уровень "бога" - возможность переписать историю транзакций. А учитывая то, какие деньги вращаются в сфере азартных игр, соблазн может быть чрезвычайным. Поэтому нужны публичные логи, которые невозможно редактировать, прозрачные регламенты доступа и регулярный внешний аудит.
Второй риск - безопасность самого датасета. ДСОМ будет собирать уникальные и чувствительные данные обо всех транзакциях, которые дают полную картину работы рынка: какие игры самые прибыльные, как настроены алгоритмы слотов, какие стратегии применяют операторы. Утечка такой информации дает любому "чертеж" всей индустрии.
Это все равно что приоткрыть завесу и дать заглянуть "под капот" конкуренту, который после этого может создать более выгодный продукт и вытеснить других с рынка. Нужны сегментация доступов, шифрование, контроль утечек и сертифицированные среды обработки.
Третий риск связан с интеграцией операторов. Представьте, что определенное казино решает не отправлять в ГСОМ все данные, а скрыть часть ставок или выплат. Тогда регулятор будет видеть "отретушированную" картину, которая не соответствует действительности. Это похоже на бухгалтерию, где записывают только часть операций, чтобы показать меньшую прибыль.
Без механизмов проверки полноты данных мы рискуем получить лишь иллюзию контроля. Необходимы механизмы верификации полноты данных (встречные сверки, контрольные закупки событий, аудит API-логов), чтобы исключить подобное вмешательство.
Четвертый риск - прозрачность для общества. Если государство собирает миллиарды событий ежедневно, но не показывает обществу даже агрегированных отчетов, то такая закрытость сильно подорвет доверие общества. Для доверия нужно хотя бы часть статистики открывать - например, средние RTP по рынку или суммарный GGR. Иначе общественный контроль останется лишь на бумаге.
ГСОМ - это сложная система. Чтобы она заработала, нужны не "быстрые победы", а профессиональное планирование, прозрачность и дисциплина исполнения. Это шанс для Украины создать прозрачный рынок азартных игр с честным налогообложением - если не сломать систему в спешке и заложить предохранители от злоупотреблений на старте.