Почему США успешны в добыче полезных ископаемых
Для эффективного функционирования соглашения о полезных ископаемых с Штатами украинским законодателям следует изучить принципы американской Конституции.
В свете недавно подписанного соглашения о полезных ископаемых между Украиной и США важно осознавать, какими категориями мыслят наши партнеры о добыче полезных ископаемых и о причастных к добыче экономических принципах.
Дело в том, что законодательный фундамент успеха добывающей промышленности в США был заложен еще "отцами-основателями" в Конституцию страны. Категории мышления американских компаний добытчиков не слишком изменились с 1787 года.
Джеймс Мэдисон описал Соединенные Штаты как "компромиссную республику" или Compound Republic. США были основаны как страна с системой сдержек и противовесов, которая создала два уровня власти: федеральный и государственный.
Конституция США была разработана ее создателями не только как основной законодательный документ новой страны, но и как документ с экономическим подходом. Один из создателей Конституции Томас Джефферсон рассматривал этот акт как баланс между свободой и равенством, где свобода имеет больше экономический характер, а равенство - социальный.
Для защиты права собственности и других экономических свобод Конституция частично базируется на собственной версии капитализма laissez-faire или принципе невмешательства.
Принцип laissez-faire предусматривает регулируемый на федеральном уровне экономический режим и невозможность нарушения определенных Конституцией прав и свобод федеральным правительством. Последнее имеет ограниченные полномочия над штатами, тогда как правительства штатов имеют право регулирования в пределах своих границ.
При описании различий между федеральной властью и властью штатов следует понимать, что правительства штатов появились раньше, чем федеральное правительство, и именно штаты установили законодательную и исполнительную власть как наследие английской правовой системы.
Назначенный президентом Трампом во время первой каденции председатель Федеральной энергетической комиссии (FERC) Марк К. Кристи отмечал: "Создатели Конституции намеревались, чтобы федеральное правительство, которое появилось спустя десятилетия после правительств штатов и их колониальных предшественников, не имело общей законодательной и исполнительной власти и имело только конкретные полномочия, перечисленные в Конституции".
Итак, основное различие между федеральным правительством и правительствами штатов - в природе их власти: правительства штатов имеют полномочия общей компетенции (наследие британского парламента), а федеральное правительство - правительство исключительных полномочий.
Юридические вопросы, которые не регулируются федеральным правительством, остаются в компетенции штатов в соответствии с десятой поправкой к Конституции США: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею штатам, сохраняются за властями штатов или за народом".
Важно отметить, что полномочия правительств штатов не являются неограниченными. Важнейшие ограничения регуляторной власти штатов реализованы в Конституции США тремя принципами: Due Process Clause - положение о надлежащей правовой процедуре, Takings Clause - положение об изъятии собственности и Dormant Commerce Clause - так называемая усыпленная коммерческая поправка.
Положение о надлежащей правовой процедуре, предусмотренное 14-й поправкой к Конституции, ограничивает полномочия штатов в сфере экономической деятельности. Верховный суд часто использовал это положение для отмены законов штатов. Например, в деле Munn v. Illinois суд установил полномочия правительств штатов по регулированию совместных перевозчиков и естественных монополий, в частности в добыче.
В течение последующих десятилетий Верховный суд часто отменял законы штатов, регулирующие частный бизнес, применяя Munn на основе положения о надлежащей правовой процедуре, если регулируемая сфера бизнеса не касалась общественного интереса, естественной монополии или общего перевозчика. В современный период значение этого положения ослабло, поскольку с 1930 года Верховный суд не отменил ни одного экономического закона штата на этом основании.
Положение об изъятии собственности, предусмотренное пятой поправкой и применимое к штатам через 14-ю поправку, устанавливает, что частная собственность не может быть изъята для общественного пользования без справедливой компенсации.
Однако это положение не запрещает правительству изымать частную собственность путем осуществления права eminent domain. Это право может быть реализовано при двух условиях: изъятие должно быть для общественного пользования, а владельцу имущества должна быть выплачена справедливая компенсация. Типичным примером применения этого положения является использование штатом права eminent domain для изъятия частной земли под строительство автомагистрали или моста, доступных для всех водителей.
Самый сложный вопрос - определение справедливой компенсации. Одним из самых известных дел по использованию "выдающегося домена" является Kelo v. City of New London. В городе Нью-Лондон (Коннектикут), который находился в экономической депрессии, планировалось строительство исследовательского центра. Некоторые владельцы имущества отказались продавать свои объекты и город использовал eminent domain, чтобы изъять имущество и передать его частному застройщику, связанному с городом.
Dormant Commerce Clause предоставляет Конгрессу полномочия по регулированию межгосударственной торговли. Если Конгресс не регулирует определенную сферу торговли, то федеральные суды считают, что коммерческое положение все еще ограничивает регуляторные полномочия правительств штатов и местных органов власти. Самым известным делом, связанным с коммерческой клаузой, является City of Philadelphia v. New Jersey.
Штат Нью-Джерси принял закон, запрещающий импорт отходов, произведенных за пределами штата. Однако город Филадельфия обжаловал этот закон как нарушение коммерческой клаузы, потому что Филадельфия имела контракт с частными предприятиями в Нью-Джерси по утилизации большей части своих отходов. Верховный суд признал в законе Нью-Джерси экономический протекционизм и отменил его.
Таким образом, американская Конституция существует не только как основной закон США. Она также определяет основные экономические свободы и ограничения для федерального правительства и для правительств штатов. Американские добывающие компании работают в этих правовых конструкциях почти триста лет. Перечисленные нормы были не раз исследованы и подтверждены судами всех уровней в Соединенных Штатах.
Логично, что наши американские партнеры будут предлагать заложить подобные основополагающие идеи и в украинское законодательство. Изучение правоприменения перечисленных принципов американской Конституции будет иметь важное значение для украинских законодателей для функционирования соглашения о полезных ископаемых с США.