Генетически модифицированные дети и "гараж" с запасными органами. Что будет с нами через 25 лет
Технологии и рост продолжительности жизни людей концептуально меняют философию современной медицины. Футуролог назвал главные тренды цифровой медицины в ближайшие десятилетия.
ЭП побывала на лекции футуролога и доктора экономических наук Андрея Длигача. Он рассказал о главных трендах современной цифровой медицины и о том, как изменится мировая отрасль здравоохранения в ближайшие 5-25 лет.
Далее — ключевые тезисы лекции.
Избегать болезни, а не лечить ее
Сейчас медицина работает по модели "длящегося настоящего". Например, офтальмологические операции для большей точности делают роботы. Однако такие операции совершают так же, как до этого их проводили люди. Робот оперирует, а хирург присутствует, чтобы вмешаться, если что-то пойдет не так.
Идеология новой медицины основана на том, чтобы с помощью технологий дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта (ИИ), роботизации и анализа больших данных построить такую модель жизни человека, чтобы его не настигла болезнь, к которой он предрасположен.
IBM Watson, суперкомпьютер фирмы IBM, оснащенный вопросно-ответной системой искусственного интеллекта, научился прогнозировать возникновение болезни Альцгеймера и Паркинсона за несколько лет до появления симптомов.
Технология и процедуры лечения онкологических заболеваний с помощью IBM Watson более эффективны, чем традиционные человеческие модели.
Google DeepMind позволяет предсказывать до 50 типов заболеваний глаз. Apple и несколько стартапов продвигают решения по считыванию кардиограммы человека с помощью браслетов Apple Watch, напоминает Длигач.
"Это нужно не для того, чтобы в клинику шел сигнал о том, что человек упал и у него, вероятно, инфаркт или инсульт. Это нужно для сбора данных о работе сердца, чтобы за часы до возникновения симптомов острой фазы послать в клинику сигнал о появлении условий для проявления инфаркта или инсульта", — объясняет он.
Медицина будет предиктивной, персонализированной, дистанционной
Мир движется к персонализированной, предиктивной (предсказательной) медицине и дистанционному лечению. В 2025 году медицина будет выглядеть так.
1. Протоколы лечения адаптируются под человека.
2. Медицина не лечит, а создает условия, при которых заболевания или откладываются, или создаются условия, при которых заболевания не возникают.
3. Дистанционное лечение.[BANNER1]
Что делать с людьми за 70 лет
В то время как многие считают быстрый рост населения планеты одной из главных проблем человечества, футуролог считает иначе.
По его словам, планета выдержит даже 100 млрд человек, не принимая во внимание прогноз академика Сергея Капицы о том, что население стабилизируется на отметке 10-12 млрд человек.
Главная проблема, по мнению футуролога, в том, что основную часть населения планеты начинают составлять люди старшего возраста. Длигач показывает динамику возрастной пирамиды.
Прогноз говорит о том, что меньшее количество молодых людей должно будет содержать большее количество пожилых людей. Это будет серьезная экономическая проблема в развитых странах.
Молодежь нацелена на развитие и накопление, а старшее поколение — на потребление. Значит, придется менять финансово-экономическую модель.
Однако самое главное — люди после 70 лет должны получить новый смысл жизни. Все стартапы, идеи, технологии, которые позволяют продлить жизнь посредством очищения на клеточном уровне, восстановления органов, создают новую проблему. Она относится к области психологии: ради чего продолжать существовать.
"Ключевым вопросом медицины будет не выживание, а повышение качества жизни. Не просто продление жизни, а продление активной жизни, смысловой и умственной активности", — считает футуролог.
Какие цели стоят перед Украиной
Длигач считает, что Украине нужно добиться увеличения средней продолжительности жизни мужчин с 68 лет и женщин с 74 лет хотя бы до 80 лет ожидаемой продолжительности жизни на момент рождения.
Украине также нужно подняться с 83 места по уровню развития человеческого капитала, что ужасно для европейской страны, до хотя бы 40-й позиции.
"Это должно быть одним из основных визийных моментов. К сожалению, это пока не происходит, потому что нет технологий и стратегии. Мы пока сконцентрированы на социальных стандартах, на обещаемых пенсиях. С точки зрения государства пенсионеров должно быть меньше. Понимаете, какой диссонанс?" — спрашивает футуролог.
Чего ждут от медицинских стартапов
Во-первых — инноваций, которые позволят снизить уровень медицинских расходов, потому что они растут и постепенно выходят за рамки, которые могут обеспечить работодатели.[L]
В первую очередь, это касается социального страхования.
Во-вторых — обеспечения лучшего качества жизни человека.
В-третьих — сбора и передачи данных о состоянии здоровья человека в режиме реального времени.
В-четвертых — расширения и усиления экосистемы здорового образа жизни, в частности, включения в экосистему ресторанов и магазинов здорового питания, спортивных клубов и клиник.
Прогнозы Курцвейла сбываются раньше времени
Некоторые прогнозы американского футуролога Рэймонда Курцвейла, сделанные в 2012 году, сбылись раньше времени.
Например, возникновение массового рынка гаджетов-имплантов — это не 2025 год, а 2022 год. 3D-печать кожи и печени уже существует, поэтому 3D-печать органов — это перспектива 2025 года, а не 2031 года.
"Даже самые далекие прогнозы Курцвейла реализуются чуть раньше, чем он прогнозировал, — объясняет Длигач. — Это означает, что в некоторых процессах мы имеем не просто экспоненту, а гиперболу, более крутой рост. Соответственно, точка технологической сингулярности становится еще ближе, чем говорят прогнозы".
Ожидания в мире на 5 и 25 лет
Это результат опроса 400 директоров, аналитиков и экспертов из ведущих мировых компаний, связанных с медициной.
Если в ближайшие пять лет в Европе, США и Азии ожидают анализ генома человека, то в горизонте 25 лет речь идет о дизайнировании человека.
В 2017 году появился первый человеческий эмбрион с отредактированным геномом.
В октябре 2018 года в Китае родилась первая генно-отредактированная двойня.
Редактирование генома станет основным вызовом в медицине в ближайшие 25 лет. Рождение человека, который не будет предрасположен к базовому набору болезней, станет основной идеей этого периода.