Украинская правда
Перспективи для інвестицій всередині країни

Деньги на ветер: почему Украина провалила "киотские" проекты

Для Минэкологии вскоре наступит время "Ч": оно должно отчитаться перед Японией о реализации "зеленых" проектов на 100 млн евро. Очевидно, что из-за нечистоплотности чиновников часть денег Украина вынуждена будет вернуть.

31 марта для Минэкологии наступит время "Ч".

В этот день украинская сторона должна будет отчитаться перед Японией о реализации "зеленых" проектов на 100 млн евро или 2,5 мрд грн.

Украина присоединилась к Киотскому протоколу в 2004 году.

В его рамках каждое государство получает квоты на выбросы в атмосферу парниковых газов. Таким образом каждая из развитых стран должна была сократить промышленные выбросы в атмосферу.

Украина и Россия обязались сохранить объем выбросов на уровне 1990 года. Неиспользованные квоты государство вправе продать, что Украина и сделала.

Проекты на киотские деньги или "зеленые" инвестиции в Украине не один год сопровождались коррупционными скандалами. В СМИ неоднократно публиковалась информация о том, что в прошлые годы средства получали компании, аффилированные с беглым "регионалом" Юрием Иванющенко.

Сами проекты при этом реализовывались исключительно на бумаге.

Загвоздка в том, что если инвестиции в указанные сроки использованы не полностью, то деньги нужно вернуть стране-покупателю квот.

На этой почве у Киева возникли большие сложности. Сейчас остаток составляет упомянутые 100 млн евро. Если к концу марта отчета о выполненных работах не будет, придется возвращать деньги японским партнерам.

Другой вариант - просить больше времени на реализацию проектов. С этим сценарием могут возникнуть сложности. По информации источников ЭП, японцы однозначно дают понять: лучше деньги.

История одних инвестиций

В 2009 году Госагентство экологических инвестиций заключило пять договоров купли-продажи квот на выбросы парниковых газов в рамках Киотского протокола. Четыре - на общую сумму 440 млн евро - подписаны с японскими компаниями, один - на 30 млн евро - с Испанией. Средства нужно было освоить до 2012 года.

"Реалии расходятся с тем, что на бумаге. Госэкоагентство закрывало все контракты. Японцы получали отчеты о выполненных работах. Время от времени в СМИ публиковались расследования о коррупции, но правоохранительные органы молчали", - вспоминает собеседник ЭП из правительства.

Позже госагентство ликвидировали и его функции перешли министерству.

В 2014-2015 годах началась волна "экологических" разбирательств. Массово начали поступать жалобы от местных властей на то, что работы не выполнены.

В распоряжении ЭП оказались письма местных властей того периода.

Так, городской голова Бердичева Василий Мазур неоднократно писал в министерство и даже обращался к послу Японии в Украине. По словам мэра, работы на объектах городской больницы выполнены не полностью.

По информации районных госадминистраций, в Полтавской области на 2 марта 2015 года оставались незавершенными работы на пяти объектах - в городе Карловка, селах Машово, Чутово и Козельщина. Полтавская ОГА просила Киев уведомить о сроках завершения работ.

Запорожская область жаловалась, что "с июля 2014 года финансирование из госбюджета не выделялось, в связи с чем работы на большинстве объектов относительно тепловой санации были приостановлены". Кроме того, власти были обеспокоены низким качеством работ на объектах в городе Энергодар.

В списке жалобщиков также оказались Харьковская и Кировоградская области.

Выяснилось, что переданная Минэкологии документация, дела и отношения с иностранными партнерами, мягко говоря, в неидеальном состоянии.

Покупатели квот требовали возврата средств. Согласно условиям подписанных контрактов, они имеют такое право в случае нарушения правил использования средств, а таковые были", - говорит собеседник ЭП из правительства.

С 2012 года украинская сторона неоднократно обращалась к японцам с просьбами о продлении времени использования этих денег.

По данным Минэкологии, к 5 января 2016 года Украина освоила 70% этих средств. Неиспользованный остаток составил около 1 млрд грн или 100 млн евро по тогдашнему курсу. В 2015 году Украина опять обратилась к Японии с просьбой продлить срок использования этих средств. Японцы пошли навстречу.

В августе 2015 года они указали, что из-за ограничений японского законодательства проекты нужно завершить до 29 февраля 2016 года, а до 31 марта 2016 года - отчитаться. Японцы оговорили, что это последнее продление.

Как сработает возврат

На прошлой неделе Кабмин обнародовал распоряжение, которым поручил и. о. министра экологии Сергею Курыкину "принять необходимые меры в рамках своих полномочий относительно возврата неиспользованных средств, полученных от продажи квот на выбросы парниковых газов".

Появлению этого распоряжения предшествовала отдельная история. По информации источников ЭП, в 2012 году Госэкоагентство отчиталось перед японской государственной компанией НЭДО о капитальном ремонте 374 социальных объектов на 110,5 млн евро.

При восстановлении информации по НЭДО выяснилось, что фактически потрачено 1 млрд грн или 99 млн евро, то есть на 113,3 млн грн или 10,5 млн евро меньше указанной в отчете суммы. По требованию японцев в 2015 году был проведен повторный аудит этих проектов.

Выяснилось, что 70 проектов реализованы частично, и компания вправе претендовать на более 20 млн евро, не считая сумм по остальным нарушениям.

Украинская сторона договорилась о продлении использования этих средств и согласовала проект по модернизации дополнительных 15 вагонов метро. Остаток в размере более 5 млн евро и предстоит вернуть японцам. Именно его возврата, как стало известно изданию, и касается постановление.

Возврат 5 млн евро имеет имиджевую подоплеку: с длинным шлейфом коррупционных скандалов Киев надеется сохранить хоть какое-то "лицо" перед японцами. Удастся ли это, станет понятно в ближайшее время. Пока ситуация с киотскими деньгами сложилась весьма напряженная.

Высоки риски, что Украина не успеет реализовать проекты, и деньги придется возвращать. Правда, теперь это уже не 1 млрд грн, как было в конце 2014 года, а из-за девальвации около 2,5 млрд грн. Как объясняют в правительстве, чтобы рассчитаться с японцами, Киеву необходимо быстро изыскать 1,5 млрд грн.

Как отбирались проекты

Согласно аналитической записке правительства, которая есть в распоряжении ЭП, в Украине потребляется около 150 млрд КВт/ч электроэнергии ежегодно.

В индустриальных странах доля электроэнергии, которая идет на освещение, колеблется в диапазоне 10-20% от общего объема потребления. В Украине этот показатель составляет 30 млрд КВт/ч в год или 20%.

При этом потребление крайне неэффективное. По расчетам Института физики полупроводников имени Лашкарева НАНУ, с учетом возможностей украинских производителей и потребностей экономики в энергосберегающем освещении в 2016-2020 годах без учета населения можно сэкономить до 47 млрд КВт/ч.

"Мы думали над разными проектами, но в связи с установленными японской стороной сроками реализации сошлись на проекте по замене светильников на LED-светильники. Японцы проект утвердили. У него короткий срок реализации, он не зависит от погоды, как проекты по утеплению фасадов", - объяснил ЭП глава департамента климатической политики Минэкологии Владислав Вежнин.

В декабре 2015 года подведомственное министерству ГП "Укрэкоинвест" провело тендеры на замену светильников. Без скандала не обошлось.

Предполагалось, что по итогам конкурсов госзакупка работ по установке светильников составит около 1 млрд грн. В торгах по восьми лотам на сумму свыше 480 млн грн выиграла малоизвестная фирма "Агротехстрой".

КТО ВЫИГРАЛ ТЕНДЕР
ОбъектСума договору, грн
Одесская обл. 10 об.ООО Агротехстрой           72 561 688,46
г. ИзмамлООО Агротехстрой           56 300 158,15
Дарницькая та Днепровськая РГАООО Агротехстрой         101 144 824,70
Оболонская и Деснянская РГАООО Агротехстрой           72 307 710,23
ЛОТ 1 - Запорожзской обл. 11 об.ООО Агротехстрой           22 365 143,11
Коростень внутр. лот 1ООО Агротехстрой           38 626 238,28
Коростень внутр. лот 2ООО Агротехстрой             6 750 849,10
Голосеевская, Святошинская, Соломенская РГАООО Агротехстрой         109 957 404,59
ЛОТ 4 - м. СлавянскТОВ "Старелектро"             7 492 330,80
ЛОТ 2 Ивано-Франковской обл. 11 об.ПАО Электро"           15 564 936,00
ЛОТ 3 - г. Кривой РогЧП Альфа энэрго групп           17 110 957,20
ЛОТ 1 - г. СокальЧП "Центр Монтаж Энэрго"12 011 551,20
ЛОТ 2 - г. КрасноградЧП "Центр Монтаж Энэрго"           12 882 234,00
ЛОТ 3 - г. БродыЧП "Центр Монтаж Энэрго"           15 434 408,40
ЛОТ 4 - г. СтрыйЧП Альфа энэрго групп           40 801 330,80
ЛОТ 5 - г. КоростеньЧП "Центр Монтаж Энэрго"           25 688 608,80
Винница Правый берегООО "ДорстройМонтаж"           83 147 475,60
Винница Левый берег.ЧП "Центр Монтаж Энэрго"           73 176 614,40
Всего783 324 463,82   
Источник: Кабинет министров Украины

Согласно госреестру юрлиц, фирма с уставным капиталом 5 тыс грн зарегистрирована по адресу бульвар Леси Украинки, 29. Ранее ее собственником была киевлянка Ольга Бельская. Однако с 25 ноября 2015 года уставный капитал увеличился до 16,5 тыс грн, а ее владельцем стал Алексей Алтунин из Донецка.

Натисніть для збільшення

Масла в огонь добавляют заявления народного депутата Юрия Деревянко о том, что в этой истории есть коррупционная составляющая.

"Во многих лотах цены оказались вдвое выше, чем у других участников рынка. На тендере для замены ламп в Измаиле Одесской области сумма предложения "Агротехстроя" составила 56,3 млн грн. Это восьмое место среди других ценовых предложений. Другие участники предлагали более низкие цены", - говорит он.

"Я разбирал один из тендеров по LED-лампам стоимостью 16 млн грн. Берем проектную стоимость 16 млн и делим на объем работ - количество ламп около 1 тыс. Стоимость обустройства одного элемента освещения получается 16 тыс грн.

Дорого. Идем дальше: самый дорогой и мощный элемент стоит 10 тыс грн. Где взялось 6 тыс грн за установку? Какое обоснование для провинциального города такой дорогой модели?" - спрашивает эксперт по климату Андрей Железный.

Есть светильники типа SL, которые планировалось использовать в Бродах. Они стоят 3-4 тыс грн при ожидаемой стоимости на тендере 9 тыс грн, говорит он.

Информационный шум возник также на почве того, что в конце 2015 года правительство решило позволить выделять на этот тендер не 30% предоплаты, а 70% от суммы. "Это означает, что фирма с признаками фиктивности, как "Агротехбуд", может сразу после подписания договора с госпредприятием получить 70% от суммы тендера", - утверждает Деревянко.

Собеседник ЭП из правительства признает: хотя "Агротехстрой" подала "идеальный пакет документов", подозрения относительно нее есть, в том числе из-за смены собственника. А вот с предоплатой, по его словам, все обстоит иначе.

"Во-первых, речь идет только о праве вносить предоплату в таком размере. Во-вторых, цифра "до 70%" взята из расчета стоимости работ по этому проекту. От 70% до 100% стоимости приходится на валютную составляющую.

Поскольку мы делаем расчет в гривне по определенному курсу, подобная предоплата - это страховка от валютных рисков. Не исключено, что предоплаты и вовсе не будет или она будет в меньшем размере, а основное финансирование будет выделено по факту выполнения работ", - объясняет он.

"До скандала с "Агротехстроем" компания "Телекоммуникационные технологии" подала жалобы в Антимонопольный комитет на основании того, что конкурсные торги "Укрэкоинвеста" якобы предполагают дискриминационные условия.

Но "Телекоммуникационные технологии" не подавала заявок на участие в конкурсе и не является участником госзакупок. Складывается впечатления, что ее действия нацелены на то, чтобы сорвать тендеры", - говорит Вежнин.

Предстоят разбирательства в суде. Рассмотрение дела запланировано на 20 января. Этот иск заблокировал результаты тендеров. Если суд не вынесет вердикт, и рассмотрение дела будет перенесено, это еще больше снизит шансы украинской стороны освоить средства.

Правоохранители играют втихую

Если Украина не успеет выполнить работы, придется или возвращать деньги, или опять договариваться о продлении. Как известно ЭП, Украина рассматривает последний сценарий, но уже понятно, что переговоры будут сложные.

"Проблема в том, что никто из "предшественников" не ответил за нецелевое использование "киотских" средств. Это ослабляет переговорную позицию Украины с японцами. Правоохранительные органы открыли уголовные производства, но пока никто не наказан", - говорит Железный.

Экс-министр экологии Николай Злочевский в Украине до сих пор в розыске. Понять, что было в ГПУ на Иванющенко, можно из депутатского запроса.

Натисніть для збільшення

В распоряжении ЭП оказались письма Минэкологии, местных властей и депутатских запросов в правоохранительные органы с просьбами разобраться с тем, как осваивались "киотские" деньги или предоставить информацию.

Как ни странно, у правоохранителей вариантов ответа немного: или это не совсем к ним, или признаков преступлений нет, или идет следствие.

"Главуправлением по поручению руководства СБУ рассмотрены обращения относительно недостатков при реализации проектов целевых "зеленых" инвестиций в Бердичеве. В изложенной информации нет признаков преступлений, расследование которых относится к подследственности органов безопасности", - отвечает СБУ 5 октября 2015 года Министерству экологии.

"По результатам рассмотрения представленных фактов главуправлением Нацполиции в Житомирской области факты, которые свидетельствовали бы о нарушении законодательства при использовании средств по проекту "зеленых" инвестиций, не установлены", - пишет полиция 4 декабря 2015 года.

"Японцы расстроены тем, что выделили нам деньги. Контракты должны были быть закончены в 2012 году, но это не сделано, а к использованию средств много вопросов. Уже два года они тратят человеческие и финансовые ресурсы на продления использования средств, аудиты и поездки в Украину. Они сильно устали", - отмечает ЭП глава отдела по изменению климата НЭЦУ Ирина Ставчук.

По ее словам, если сравнивать с предыдущими командами Минэкологии, то нынешняя - самая открытая. Если нужно что-то обсудить, представители министерства всегда соглашаются на встречи. При Януковиче такого не было. Однако с доступом к информации по проектам есть проблемы.

"Не было публичного отбора проектов, техническая информация по ним полностью не обнародована, публичного обсуждения списка всех проектов, которые предлагалось реализовать на остаток, тоже не было, каковы результаты аудитов по "киотским" деньгам, общественности не известно", - говорит Ставчук.

По ее словам, в Минэкологии объяснили подход в подборе проектов необходимостью сделать все быстро, поскольку времени нет, а работы нужно провести. На практике это пока не сработало.

Минэкологии Япония Киотский протокол