Семь элементов антикоррупционной защиты госпредприятий: насколько работает то, что существует?
Украинское правительство делает очередные шаги для усиления корпоративного управления в государственном секторе – прежде всего в контексте ситуации вокруг НАЭК "Энергоатом". Бизнес- сообщество и международные партнеры пристально следят за этими изменениями, ведь они будут определять инвестиционную привлекательность страны и скорость ее экономического восстановления.
Вместе с тем коррупция в государственном секторе – явление комплексное и многомерное, лежащее в плоскости социальных, политических, экономических, правовых и управленческих факторов. Учитывая опыт и сферу профессиональной деятельности Deloitte, предлагаем обратить внимание, что для поиска эффективных мер по усилению борьбы с коррупцией на госпредприятиях, среди прочего, следует дать обоснованные ответы на некоторые вопросы, связанные с семью важными элементами антикоррупционной архитектуры.
Как вы увидите ниже, вопросы "насколько?" сосредоточены не на аспектах наличия соответствующих механизмов, функций, политик, законодательства и т.д., а призваны побудить к рефлексии относительно качественных характеристик – функционирует ли созданное на практике и реально ли достигает тех целей, которых должно достигать.
Другими словами – насколько работает то, что существует? Ответы на эти вопросы будут способствовать выработке комплексного подхода к решению имеющихся в этой сфере вызовов.
Наблюдательный совет
Одной из важных функций наблюдательного совета является надзор за функционированием системы внутреннего контроля и управления рисками. Это, в частности, включает контроль за антикоррупционными программами и управлением рисками, связанными с коррупцией.
Законодательство Украины также предусматривает проведение самооценки деятельности наблюдательных советов для определения мер по совершенствованию их работы, в частности в части надзора за функционированием системы внутреннего контроля и управления рисками.
Ключевой вопрос: Насколько члены наблюдательного совета, в частности представители государства, имеют необходимые компетенции, навыки и профессиональный опыт для осуществления такого надзора и качественного проведения самооценки деятельности?
Внешняя оценка деятельности наблюдательного совета
Законодательство также предусматривает проведение внешней оценки деятельности наблюдательного совета, включая оценку его надзора за системой внутреннего контроля и управления рисками. Такая оценка проводится:
- при необходимости, на основании решения субъекта управления или общего собрания, но не реже чем раз в три года;
- в срок до 60 дней с момента принятия решения о ее проведении;
- субъектом управления, общим собранием или независимым консультантом (на период военного положения – только субъектом управления или общим собранием).
Ключевые вопросы: Насколько представители субъекта управления и общего собрания имеют необходимые компетенции, навыки и профессиональный опыт для качественного проведения внешней оценки? Насколько актуальным является скорейшее проведение такой оценки?
Функция внутреннего аудита
Внутренний аудит играет важную роль в оценке эффективности управления, риск-менеджмента и контроля. Глобальные стандарты внутреннего аудита (GIAS), в частности, предусматривают, что план внутреннего аудита должен охватывать риски мошенничества и эффективность программ комплаенса и этики организаций.
Считаем, что это, среди прочего, касается коррупционных рисков и эффективности антикоррупционных программ, которые разрабатываются государственными предприятиями в соответствии с законом "О предотвращении коррупции". Стоит также отметить, что GIAS предусматривают постоянный мониторинг и периодические самооценки функции внутреннего аудита для обеспечения качества ее работы.
Ключевые вопросы: Насколько внутренний аудит госпредприятий учитывает коррупционные риски и эффективность антикоррупционной программы в своем плане в соответствии с требованиями GIAS? Насколько эти аспекты учитываются во время мониторинга и самооценки функции внутреннего аудита?
Внешняя оценка деятельности внутреннего аудита
Глобальные стандарты внутреннего аудита предусматривают проведение внешней оценки деятельности внутреннего аудита не реже одного раза в пять лет квалифицированным независимым оценщиком или группой оценщиков.
Требование по внешней оценке качества также можно выполнить через самооценку с независимой верификацией результатов внешним независимым оценщиком или группой оценщиков.
Ключевые вопросы: Насколько функция внутреннего аудита государственных предприятий соответствует требованиям стандартов по проведению внешней оценки своей деятельности? Насколько обеспечен достаточный бюджет для реализации такой оценки и привлечения независимых оценщиков надлежащей квалификации?
Антикоррупционные уполномоченные
Уполномоченные подразделения (или лица) по вопросам предотвращения и выявления коррупции должны осуществлять надзор, контроль и мониторинг выполнения антикоррупционной программы и оценивать результаты предусмотренных ею мероприятий.
Ключевой вопрос: Насколько во время надзора, контроля, мониторинга и оценки мероприятий учитывается эффективность самой антикоррупционной программы и ее мероприятий, то есть не только наличие соответствующих политик и процедур, но и их адекватность и достаточность для достижения установленных целей по предотвращению и выявлению коррупции?
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК)
НАПК осуществляет проверки организации работы по вопросам предотвращения и выявления коррупции.
Ключевой вопрос: Насколько такие проверки охватывают не только соблюдение требований нормативно-правовых актов, но и оценку эффективности антикоррупционной программы и ее мероприятий?
Госаудитслужба и Счетная палата
В соответствии с законодательством, эти органы могут проводить различные виды аудитов, касающихся использования средств государственного и местных бюджетов, а также средств государственных и коммунальных предприятий.
Во время таких аудитов могут рассматриваться как отклонения объектов аудита от установленных критериев из-за рисков мошенничества и коррупции, так и эффективность функционирования системы внутреннего контроля, в частности в отношении этих рисков.
Ключевой вопрос: Насколько эти аспекты учитываются в аудитах, которые проводят Госаудитслужба и Счетная палата?
Колонка написана в соавторстве со старшим менеджером отдела услуг по финансовым расследованиям и противодействию взяточничеству Deloitte Ukraine Павлом Каплею.
