Украинская правда
другий щорічний захід про інвестиції

Проблемы нового Таможенного кодекса

Проект нового таможенного кодекса (ТКУ) предлагает изъять большинство процедурных положений из главы о таможенной стоимости. Формально это подается как "приближение к практике ЕС".

Однако такая аргументация не учитывает реального контекста, в котором работает украинская таможня. На самом деле такой подход может стать новой угрозой для всей реформы и украинского бизнеса.

Таможенная оценка – зона напряжения между бизнесом и государством

Таможенная оценка это основа определения стоимости товаров при импорте и, соответственно, суммы налогов. Именно эту сферу Украина обязалась гармонизировать с Соглашением ВТО об имплементации статьи VII ГАТТ.

Это Соглашение не просто определяет методы оценки, оно требует четких процедур, защищающих декларанта от произвольных решений. И эти процедуры в действующем ТКУ работают, не идеально, но достаточно, чтобы Украина могла аргументированно заявлять о соответствии международным стандартам.

В частности:

  • в отчете Ex-post evaluation of Macro-Financial Assistance I&II (ЕС, 2017) прямо указан прогресс Украины в части таможенной оценки после ТКУ 2012 года;
  • в 2023 году, отвечая на вопрос США в Комитете ВТО по таможенной оценке, Украина использовала именно процедурные нормы Кодекса как доказательство соответствия Соглашению ВТО.

Почему изъятие таможенных оценок из кодекса может стать ошибкой

Европейская аргументация не работает вне ЕС

Украина не является членом ЕС. Таможенники не могут опираться на европейскую судебную практику или компендиумы Еврокомиссии.

Например, ЕС имеет собственный детальный компендиум по таможенной оценке, который регулирует спорные вопросы. В Украине его нет, хотя бизнес более десяти лет просит его создать. Соответственно, если забрать процедуры из кодекса – не будет ничего.

Суд уже не защитит

Судебные решения по таможенной стоимости строятся именно на конкретных процедурных статьях ТКУ. Если эти нормы исчезнут, суд не будет иметь четких критериев для оценки правомерности решений таможни. Соответственно бизнесу будет трудно доказать необоснованность сомнений таможенников при обжаловании заявленной стоимости импорта.

Больше коррупции

Европейская Комиссия требует интегрировать антикоррупционные механизмы во все сферы реформ. Один из ключевых принципов – минимизация дискреции через четкие процедуры.

Изъятие процедуры означает: больше решений "на усмотрение инспектора", меньше прав импортера, и больше оснований для избирательности. Факты говорят сами за себя.

  • Споры по таможенной стоимости самые массовые среди всех судебных споров, где ответчиком выступает таможня.
  • Только 10-15% решений о корректировке таможенной стоимости выдерживают проверку состязательным судебным процессом. Остальные отменяются как необоснованные.
  • По Таможенному индексу ЕБА 2024 года, 60% компаний имеют проблемы с корректировкой таможенной стоимости. Ежегодно эта тенденция только растет (46% в 2023 году, 37% – в 2022-м).

То есть именно здесь бизнес нуждается в наибольшем количестве гарантий. И именно здесь их предлагают изъять.

Что стоит сделать

Чтобы новый Таможенный кодекс был прозрачным, прогнозируемым и действительно "евроинтегрированным", глава о таможенной оценке должна сохранить ключевые процедурные нормы:

  • четкий алгоритм действий таможни и декларанта;
  • требования к обоснованности корректировки;
  • право декларанта подавать дополнительные документы;
  • порядок обжалования;
  • ограничение дискреции инспекторов.

Параллельно можно разработать национальный компендиум по таможенной оценке, инструмент, который давно работает в ЕС и которого нам остро не хватает.

***

Процедурные гарантии не "бюрократия", а основа доверия в таможенной системе. Они нужны не для комфорта бизнеса, а для действенного предотвращения и противодействия коррупции, соблюдения принципов правовой определенности и легитимных ожиданий, и выполнения международных обязательств.

Изъятие этих норм из нового Таможенного кодекса создаст больше проблем, чем решит. Украина может и должна двигаться к европейскому регулированию, но без потери тех инструментов, которые уже работают и защищают сторону, которая традиционно находится в более слабой позиции при осуществлении таможенных формальностей.

Публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза. Ее содержание является исключительной ответственностью IAA и ОО "Технологии Прогресса" и не обязательно отражает позицию Европейского Союза.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Таможенный кодекс таможня ЕС законодательство