Украинская правда

Концессия в Черноморске: международная инвестиция или стратегия государственного самоустранения?

Черноморский порт готовят к передаче в концессию. Проект уже назвали крупнейшим инфраструктурным в истории независимости. Однако является ли он таковым на самом деле?

Концессия – это договор, по которому государство передает частной компании право на управление государственным имуществом с целью инвестирования, модернизации или развития, не передавая право собственности.

Широкую огласку получил вопрос передачи в концессию первого и контейнерного терминалов ГП "Морской торговый порт Черноморск". Презентованный как крупнейший инвестиционный проект в портовой сфере за всю историю независимости, он вызывает как ожидания, так и многочисленные вопросы.

В апреле 2025 года на международной конференции в Варшаве Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры представило проект концессии, охватывающий два терминала – контейнерный и универсальный. Их заявленная перерабатывающая способность – до 760 тыс. TEU (двадцатифутовый эквивалент) и более 5 млн тонн грузов ежегодно.

В отчете первого заместителя министра развития общин и территорий Елены Шкрум отмечалось, что проект дополняет "Украинский транспортный коридор" и должен повысить эффективность таможни и доверие к Украине. Позже, в августе, цифры уменьшились до 500 тыс. TEU.

Напомним: в 2024 году украинские порты обработали 129 тыс. TEU при том, что их совокупная мощность составляет более 3,5 млн TEU, то есть загрузка – менее 4%. Для сравнения, в 2021 году контейнерооборот составил 1,022 млн TEU. В этом контексте обещание дополнительных 500 тыс. TEU выглядит слишком оптимистично, если не сказать – предположением.

Что собой представляет терминал

Согласно официальной презентации IFC и Мининфраструктуры, объект концессии имеет: 19 га основной территории, 14 га – открытых складов, 6 – причалов с глубинами 11,5–14 м, мощность переработки – до 180 вагонов в сутки и хранения – до 500 тыс. тонн груза.

Подготовка проекта продолжается с 2020 года. В 2021-м были подписаны меморандумы с ЕБРР и IFC. В результате процесс остановился, но с мая 2023 года был возобновлен. Ожидалось завершение ТЭО до конца 2023-го, но полной публичной версии пока не найдено.

Согласно финансовой отчетности ГП "Черноморск" за 2024 год, предприятие демонстрирует прибыльность: доход – 1,9 млрд грн, чистая прибыль – 760 млн грн, активы – 2,5 млрд грн, количество работников – 1131.

Эти цифры вызывают вопрос: действительно ли предприятие нуждается в передаче в управление, если демонстрирует финансовую устойчивость?

Что вызывает вопросы

Первое – это формат конкурса. Изначально речь шла об открытом конкурсе. Впоследствии была выбрана процедура конкурентного диалога, которая предусматривает диалог с потенциальными участниками, когда заказчик сам не до конца понимает параметры сделки. Но является ли такая неопределенность обоснованной после двух раундов презентаций с 20 и потом 40 заинтересованными компаниями?

Второе – масштаб ожиданий. Заявленный объем грузопотока (до 500 тыс. TEU) существенно превышает текущие объемы всей страны. Условно, даже если бы Черноморск перетянул на себя весь имеющийся контейнерооборот – он бы не достиг этой цифры. Кто и что будет перевозить в этих контейнерах?

Третье – количество работников. В информационных сообщениях фигурирует 1000 сохраненных рабочих мест, но по отчетности предприятия, количество работников уже сейчас – 1131. Каким образом это будет достигнуто? Речь идет о сокращении?

По нашей информации на крупнейшем контейнерном терминале Украины с мощностью около 750 тыс. TEU работает менее 500 человек.

Четвертое – выбор именно концессии. Украина уже имеет опыт концессий – порты Ольвия и Херсон. Однако их эффективность публично не оценена. В порту Херсон катастрофическая ситуация. Концессионер требует пересмотра соглашения.

Пятое – коммуникация. Все заявления об инвестициях, выгодах, потенциале – пока исключительно на уровне публикаций в соцсетях. Никакой открытой финансовой модели, ТЭО или инвестиционного плана. Вопросы к прозрачности – скорее системные.

Альтернативы

Операционная реформа без смены собственника. Возможно, вместо концессии предприятие могло бы привлечь стратегического партнера в формате операционного менеджмента. Такой подход позволяет сохранить государственную собственность и получить экспертизу.

В Турции, Португалии и Хорватии подобная модель успешно применяется в портовой сфере.

Целевая инвестиционная программа под гарантии. Государство может выступить гарантом возврата инвестиций (через доходы от деятельности), но без передачи активов в управление или собственность.

Публичное ТЭО и прогнозная модель. Даже в случае реализации концессии стоит обнародовать базовую финансовую модель и проекцию грузопотока. Это создает доверие и позволяет бизнесу планировать логистическое взаимодействие с объектом.

Пилотное партнерство. Учитывая риски, возможно рассмотреть вариант пилотного соглашения на ограниченный срок или на часть активов – с четкими KPI и механизмом пересмотра условий.

В условиях войны любой проект, который привлекает международные инвестиции, - это сигнал доверия. Но доверие – это не лозунг, а результат понятных процедур, прозрачных цифр и честного диалога. Бизнес не ожидает идеальности. Но ожидает предсказуемости, логики и публичности. А получает ли он это сейчас – вопрос открытый.

Пусть этот проект станет именно тем кейсом, который будет иметь не только красивую презентацию, но и реальные результаты – не в слайдах и обещаниях, а в цифрах, контрактах, инвестициях и грузопотоках.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
порты концессия правительство