Какая новая фискальная политика нам нужна
Фискальная политика должна быть направлена на активизацию внутренних ресурсов. Речь идет не о повышении налоговых ставок, а об изменении философии системы.
Макроэкономическая ситуация создает существенные вызовы для формирования эффективной фискальной политики. Одна из проблем - дефицит госбюджета, который покрывается преимущественно благодаря внешней финансовой помощи и внутренним заимствованиям. Это делает государственные финансы уязвимыми к внешним решениям и колебаниям.
Существенная долговая нагрузка ограничивает гибкость в бюджетном планировании и требует жесткой дисциплины по обслуживанию долга. В свою очередь, это сужает пространство для инвестиционных или стимулирующих решений. Уровень инфляции остается под контролем, однако он достаточно высок, чтобы влиять на покупательную способность населения и экономическую активность.
Отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса продолжает давить на валютный рынок, что ведет к медленной, хотя и управляемой девальвации гривны. Это повышает стоимость импорта и создает дополнительную нагрузку на бюджет и бизнес.
Темпы роста ВВП ниже ожиданий и украинских аналитических центров, и международных финансовых институтов. Все это формирует сложную и непредсказуемую среду, в которой должна работать современная фискальная политика Украины.
Налоговая система: законодательная инерция и ограниченные изменения
Несмотря на беспрецедентные вызовы войны, налоговая система в основном не изменилась. Законодательная база, регулирующая налогообложение, сохранилась в той же архитектуре, что и до 2022 года, - с минимальными корректировками. В первые месяцы большой войны государство внедрило ограниченный пакет налоговых льгот, в частности упрощение администрирования и временное снижение ставок для отдельных категорий плательщиков. Эти меры были точечными и не стали предпосылкой для системных изменений.
Основным фискальным нововведением стало повышение военного сбора, который является дополнительным налогом на доходы физлиц. Вместе с тем в публичных дискуссиях, формирующих видение будущей налоговой модели, преобладает подход к простому повышению ставок налогов, а не к их переосмыслению или модернизации.
Администрирование налогов также претерпело лишь косметические изменения. Хотя наблюдается мобилизация доходов, в частности перевыполнение доходной части бюджета налоговым блоком, это скорее свидетельствует об усилиях фискальных органов в рамках существующей системы, а не о результатах реформы.
Среди немногих инициатив, которые могут иметь долговременный эффект, - запуск "Клуба белого бизнеса", который сигнализирует о намерении изменить фискальную культуру и качество взаимодействия между государством и плательщиками. Однако эта инициатива пока является скорее экспериментом, а не структурной трансформацией системы администрирования.
Фискальная политика для восстановления: время сменить фокус
По оценкам Всемирного банка, Украина требует не менее 500 млрд долл. для послевоенного восстановления. Это базовый сценарий, который не учитывает затягивание боев или эскалации. На этом фоне фискальная политика не может оставаться ни инерционной, ни сугубо реагирующей, она должна стать стратегическим инструментом развития.
Учитывая макроэкономические вызовы и ограниченность внешнего финансирования, фискальная политика должна быть направлена на активизацию внутренних ресурсов. Речь идет не о повышении налоговых ставок, а об изменении философии системы.
Будущая фискальная политика должна сфокусироваться на поддержке экономического роста. Она должна не просто аккумулировать ресурсы, а работать как двигатель развития. Речь идет о стимулировании производства, экспорта, инноваций, корпоратизации и расширении малого и среднего бизнеса. Именно эти секторы создают новую добавленную стоимость и формируют основу устойчивого трудоустройства.
Важным элементом может стать временное снижение налоговых ставок для бизнеса и граждан. Это позволит разгрузить экономику, усилить ликвидность частного сектора и создать предпосылки для инвестиционного оживления.
Также следует ввести целевые налоговые стимулы. Это могут быть налоговые каникулы, амортизационные льготы, инвестиционные кредиты - инструменты, способствующие капитальным вложениям, локализации производства и созданию рабочих мест. В мире такие подходы доказали свою эффективность в периоды послекризисного восстановления.
Инструменты фискального маневра: между уменьшением ставок и расширением базы
Для реализации фискальной политики, ориентированной на восстановление, необходимо не только декларировать цели, но и четко очертить инструменты, которые позволят уменьшить налоговую нагрузку без потерь для бюджета. Одним из ключевых подходов должно стать расширение налоговой базы, а не механическое повышение ставок.
Во-первых, речь идет о росте ВВП как источнике новых налоговых поступлений. Стратегия должна основываться на увеличении объема экономики путем снижения или временного освобождения капитальных инвестиций и создания рабочих мест от налогообложения, а не на усилении давления на существующих плательщиков.
Во-вторых, следует системно работать над выявлением и налогообложением новых объектов, которые еще не охвачены налоговой политикой. В этом контексте можно вспомнить опыт внедрения "налога на Google", который, несмотря на скепсис на старте, уже обеспечивает стабильные фискальные поступления. Подобным примером является и налогообложение азартных игр, открывающее новую нишу для пополнения бюджета.
В-третьих - фискальная перебалансировка, то есть одновременное повышение налогов в менее чувствительных секторах (акцизы на вредные товары и вредное потребление) в сочетании с уменьшением налоговой нагрузки на труд и инвестиции.
Наконец, важным резервом является повышение эффективности налогового администрирования. В 2024-2025 годах наблюдается положительная динамика перевыполнения плана налоговых поступлений, что свидетельствует о возможностях внутреннего усиления дисциплины без увеличения ставок налогов.
Нетрадиционные инструменты: расширение фискального горизонта
Кроме классического набора налогово-бюджетных инструментов, восстановление Украины требует более гибкого и стратегического подхода, который выходит за пределы стандартного меню макрофинансовой стабилизации. Речь идет о сочетании фискальной политики с международной финансовой архитектурой, а также использовании денежно-кредитных инструментов в чрезвычайных условиях.
Во-первых, необходимо инициировать согласование новых программ сотрудничества с МВФ, Европейским Союзом и Всемирным банком. Это позволит перепрофилировать существующую международную поддержку под задачи новой фискальной политики: стимулирование роста, налоговая реформа, повышение производительности.
Во-вторых, следует рассмотреть возможность краткосрочного привлечения грантов международной помощи, которые бы временно компенсировали потери фискальных поступлений, вызванные налоговыми стимулами. Такие гранты должны работать как инвестиции в будущий экономический рост.
В-третьих, Украина может заключить двусторонние соглашения с США, ЕС, Канадой и Японией о прямом финансировании фискальных потребностей, ориентированном на одно-трехлетний период. Речь идет не об экстренном латании бюджета, а о таргетированном финансировании фискальной стратегии, направленной на экономическое восстановление.
В-четвертых, особую роль может сыграть взвешенная монетарная политика, в частности использование инструментов Национального банка для поддержки государственных финансов в кризисный период. Например, выкуп ОВГЗ НБУ на внутреннем рынке может служить временным инструментом поддержки ликвидности и компенсировать фискальные потери при условии надлежащего контроля инфляционных рисков.
Одним из наиболее значимых и реалистичных источников финансирования новой фискальной политики должны стать активы России, замороженные в юрисдикциях партнеров. Эти ресурсы уже идентифицированы, имеются в ликвидной форме и не нуждаются в масштабной финансовой мобилизации в классическом смысле. Их использование может начаться уже сейчас в формате фондов компенсации, целевых гарантий или прямых трансферов на финансирование ключевых элементов восстановления. Это справедливый и эффективный путь, который предоставит фискальной политике Украины системную ресурсную основу.
Такие нестандартные решения должны рассматриваться не как угроза фискальной стабильности, а как инструмент выхода из чрезвычайной ситуации при условии, что они ограничены во времени и прозрачны и встроены в более широкую рамку восстановления Украины.
Ограничения и сдерживающие факторы: фискальная политика в условиях жестких рамок
Формируя видение новой фискальной политики, важно сохранять реализм и ответственность. Украина не находится в условиях выбора "с чистого листа", а вынуждена маневрировать в тесных бюджетных и геополитических ограничениях.
Фискальная система работает под колоссальным давлением. Основные ресурсы идут на оборонные нужды, которые растут ежемесячно и остаются приоритетом. Параллельно необходимо обеспечивать стабильное функционирование социальной сферы. Исторически дефицитный Пенсионный фонд тоже покрывается за счет общего фонда госбюджета. К этому добавляются расходы на государственный сектор, который обеспечивает базовую инфраструктурную и административную жизнеспособность страны.
Кроме того, страна ежегодно тратит миллиарды на обслуживание внешнего и внутреннего госдолга. Хотя значительная часть внешних заимствований имеет льготные условия, в среднесрочной перспективе долговая нагрузка будет расти.
Еще один весомый ограничивающий фактор - условия международной финансовой поддержки. Украина обязана выполнять параметры программ сотрудничества с МВФ, ЕС и Всемирным банком, которые, как правило, предусматривают воздержание от снижения налоговых ставок или расширения дефицита бюджета. Более того, многие из действующих меморандумов запрещают принимать законы, которые могут привести к снижению фискальных поступлений без предварительного согласования с партнерами.
Это означает, что даже наиболее обоснованные идеи относительно налоговых стимулов или уменьшения фискального давления должны быть встроены в существующую систему бюджетных обязательств, пройти тщательный анализ фискального влияния и быть частью согласованной с донорами среднесрочной стратегии.
Рекомендации: фискальная политика как основа для послевоенного восстановления
Планирование фискального будущего Украины не может откладываться до "лучших времен". Наоборот - именно сейчас следует заложить концептуальные основы фискальной политики восстановления, которая станет инструментом экономического роста, привлечения инвестиций и усиления внутренней устойчивости государства.
Во-первых, необходимо разработать полноценную концепцию фискальной политики восстановления, которая будет охватывать параметры новой налоговой системы, рамку таможенной политики и набор инструментов стимулирования ВВП. Эта концепция должна быть сформирована уже сейчас и должна стать базой для бюджетного планирования и отправной точкой в переговорах с международными партнерами.
Во-вторых, целесообразно инициировать создание специальной программы сотрудничества с МВФ, ЕС и Всемирным банком, которая будет отдельной от действующих инструментов поддержки. Ее цель - финансирование новой фискальной архитектуры, ориентированной на восстановление.
В-третьих, необходимо привлечь конфискованные или замороженные активы России для финансирования потребностей фискальной политики в формате фондов компенсации, гарантий или прямых трансферов. Этот вопрос уже выходит на уровень международного политического консенсуса и Украина должна действовать проактивно.
В-четвертых, стратегия фискальной трансформации должна базироваться на четко сформулированных целях и KPIs, в частности рост ВВП, увеличение уровня занятости и расширение кредитования экономики. Для этого нужно перепроектировать систему налогообложения, ориентируясь на прозрачность, предсказуемость и мотивацию к легализации. Одновременно должна начаться системная модернизация администрирования налогов, которая станет фундаментом выполнения новых целей.