Українська правда

Как сделать из "деньги будут" - "деньги есть"

- 8 октября, 17:20

В профессиональной среде идет дискуссия о том, какой будет настоящая финансовая потребность Украины в 2026-2027 годах. Разные источники дают разные цифры: агентство Bloomberg называет ориентировочно 65 млрд евро, министр финансов Сергей Марченко говорит о 18 млрд евро дефицита только на 2026 год, Национальный банк - 12 млрд евро. Впрочем, все оценки демонстрируют одно: запрос на финансирование является огромным и будет только расти.

Дополнительную коррекцию внесла глава бюджетного комитета Верховной Рады Роксолана Пидласа. Она, ссылаясь на брифинг с представителями МВФ и ЕС, объяснила, что сумма в 65 млрд евро - это среднесрочная оценка на четыре года (2026-2029), а не одномоментная потребность на один бюджетный год. МВФ традиционно мыслит именно такими категориями.

Вместе с тем этот подход не уменьшает масштаб проблемы: в ближайшие два года потребность Украины оценивается в 20-30 млрд евро ежегодно, и это подтверждается уже всеми сторонами. Более того, в эти расчеты заложена высокая доля неопределенности: они опираются на предположения о продолжительности войны и оборонных расходах. Прогнозировать 2027 год можно, но это скорее теория, чем практический бюджетный план.

По имеющейся информации, стартовый объем новой программы МВФ, которую сейчас готовят для Украины, - около 8 млрд долл. Это важная поддержка и сигнал рынку, но она не способна перекрыть потребности даже на один год. Исходной площадкой для основного финансирования остаются программы Евросоюза - Ukraine Facility и ERA Loans. Они уже работают и имеют гибкость к масштабированию. Частично их обслуживание осуществляется за счет доходов от замороженных российских активов.

Но центральный вопрос звучит все четче: есть ли у партнеров ликвидность для удовлетворения дефицита в 20-30 млрд евро ежегодно? Именно здесь на первый план выходит идея репарационных займов (Reüarations Loan). Логика проста: замороженные российские активы в форме наличности на счетах ЕЦБ, объем которых оценивается в 170-180 млрд евро, могут быть использованы для выпуска еврооблигаций, которые будут выкуплены за эти средства и, соответственно, такое привлечение покроет украинские потребности.

В последних обсуждениях фигурирует цифра в 130 млрд евро репарационного займа. Здесь стоит объяснить логику: как отмечалось, общая сумма замороженных активов, которая потенциально может участвовать в этом проекте, оценивается в 175 млрд евро.

Если же на их основе будут выпущены так называемые репарационные облигации, то важно учесть, что часть из этих средств пойдет на погашение уже существующих обязательств по ERA Loans, объем выплат по которым составляет около 45 млрд евро. Почти 19 млрд евро из этой суммы принадлежит США, то есть фактически речь будет идти о возврате средств не-членам ЕС.

В результате США получат заемные средства обратно, но гарантий, что Вашингтон в дальнейшем будет принимать непосредственное финансовое участие в проекте репарационных займов или аналогичных механизмах, пока нет. Именно поэтому чрезвычайно важно удержать США и страны G7 в партнерском контуре - даже если они не будут участвовать в самом выпуске облигаций, их роль должна быть закреплена в виде международных финансовых гарантий.

Это могут быть, например, так называемые backstop-механизмы. Их логика заключается в том, что в случае наступления события, требующего быстрых выплат или покрытия обязательств, часть риска берут на себя сильные игроки - страны G7 или США.

Другой возможный инструмент - Fed Swap Line. Это валютная своп-линия Федеральной резервной системы США. Это инструмент, который применяется между центральными банками развитых стран для экстренного доступа к долларовой ликвидности. Он хорошо зарекомендовал себя в 2008 году во время финансового кризиса, а также в 2020 году во время пандемии. Использование такого инструмента в контексте репарационного займа означало бы, что ЕС и коалиция желающих не останутся один на один с риском, а Украина сохранит поддержку США.

В этот момент особый вес приобретает позиция Германии. Если еще несколько месяцев назад Берлин демонстрировал максимальную осторожность в теме использования замороженных российских активов, то теперь правительство ФРГ публично признает готовность поддержать "креативный план" ЕС, который позволяет направить эти средства в пользу Украины без прямой конфискации. Речь идет о варианте, когда замороженные активы становятся базой для выпуска еврооблигаций, а полученная ликвидность идет на финансирование украинских потребностей.

Это изменение весит очень много. Германия - крупнейшая экономика ЕС, и ее согласие обычно снимает ключевые барьеры для принятия решений в Брюсселе. Если Берлин участвует в разработке и имплементации механизма reparations loans, то даже в случае сопротивления со стороны отдельных стран (например, Венгрии или Словакии) у ЕС появляется критическая масса для движения вперед. По сути, позиция Германии становится катализатором, который может перевести идею из теоретической плоскости в практическую.

Таким образом, мы выходим на простой вывод: дискуссия уже не о том, "сколько нужно Украине". Это понятно - 20-30 млрд евро в год в ближайшие два года.

Настоящий вопрос - "откуда эти средства взять, в какой механике их оформить и как удержать США, Германию и страны G7 в партнерском контуре". Именно от ответа на это будет зависеть не только выполнение бюджета-2026, но и финансовая устойчивость Украины в годы войны и восстановления.