Дом китайского капитала в ЕС: почему Пекин инвестирует в Венгрию и зачем это Орбану
Пекин подсаживает Будапешт на кредитную иглу. Какие планы у Си Цзиньпина на Виктора Орбана?
Китай заполонил европейские страны дешёвыми потребительскими товарами и поставил перед собой новую амбициозную цель – покорить рынок электромобилей ЕС.
Однако на фоне экономических угроз и геополитических разногласий из-за поддержки Пекином Москвы в Брюсселе начинают постепенно дистанцироваться от Поднебесной. Первыми шагами в ответ на растущие аппетиты последней стало повышение пошлин на электрокары и расследование против Temu.
В этом противостоянии Китай делает ставку на Венгрию. Режим Си Цзиньпина использует в своих интересах раздоры Виктора Орбана с Брюсселем и блокирование Еврокомиссией траншей для кризисной венгерской экономики, выдавая Будапешту миллиардные кредиты и финансируя важные инфраструктурные проекты.
За последние 10 лет объем двусторонней торговли между странами вырос на 73% – до 14,5 млрд. долларов. С одной стороны, Венгрия стала идеальной стартовой платформой для китайских заводов по производству электромобилей и их дальнейшему проникновению в ЕС. С другой – Пекин дублирует свою стратегию с кредитованием стран Африки, богатых критически важными ресурсами.
Для правительства Орбана китайские инвестиции в преддверии парламентских выборов 2026 года являются "спасательным кругом", ведь венгерская экономика находится в рецессии, а инфляция растет.
Спасут ли китайские заводы в Венгрии местную экономику? И почему Орбан будет сложнее маневрировать между ЕС, США и Китаем после победы Трампа?
Маневры между Западом, Китаем и Россией.
В 1989 году венгры массово выходили на улицы Будапешта, чтобы избавиться от советского влияния. Тогда считалось, что именно давление Москвы лишило Венгрию ее законного места в центре европейской жизни и политики.
Среди тех, кто праздновал тогда падение коммунистического режима, был и молодой политик Виктор Орбан. 35 лет спустя он, уже в должности премьер-министра, принимает в Будапеште лидера китайских коммунистов Си Цзиньпина.
По мнению Вашингтона и Брюсселя, Венгрия стала едва ли не самым нарушителем спокойствия внутри НАТО, выступая против санкций против РФ за ее войну в Украине и задерживая вступление Швеции в Североатлантический альянс.
"Такой поворот для страны было бы трудно предсказать в 1989 году. Но основания для такого поведения Венгрии всегда были – и Орбан их использовал", – объясняет агентство Bloomberg.
Многих венгров с детства учат, что они являются уникальной этнической группой, которая прибыла из Центральной Азии более 1000 лет назад и поселилась в Европе среди германских и славянских народов.
Орбан опирался именно на этот нарратив в разработке националистической экономической и социальной политики. Большое геополитическое состязание Запада с китайско-российским партнерством дает ему большую сцену, на которой он может демонстрировать идею о венгерской отдельности.
"Во многом нарратив об уникальности является мифом. Однако языковая изоляция Венгрии вполне реальна, равно как и сокращение ее населения. Добавьте к этому историю иностранного господства, и это подпитывает национальную идентичность, которая заключается в необходимости защищать себя и сопротивляться любой внешней силе, которая представляет наибольшую угрозу", – пишет агентство.
Раньше такой угрозой была Москва. Венгрия вступила в НАТО и ЕС, приняв демократию, новый зонтик безопасности и болезненные экономические реформы, необходимые для получения финансирования от Евросоюза.
В настоящее время Орбан успешно позиционирует себя для многих венгров защитником нации: лидером, который противостоит навязчивой европейской бюрократии и сопротивляется мигрантам. Это, как отмечает Bloomberg, не уникальная политическая формула, но она пока хорошо работает в стране, где, учитывая историю, многие чувствуют себя уязвимыми перед внешними силами.
В ЕС же считают, что своей "защитой" Орбан подрывает независимость государственных институтов, в том числе судов, а также расширяет свое влияние на медиа и образовательный сектор.
Напряженности в отношениях Будапешта и Брюсселя добавляют и шаги венгерского премьера по вытеснению европейских компаний из страны и передаче их местных долей связанным с политиком структурам. В частности, нидерландская сеть продуктовых магазинов Spar Holding в начале 2024 года обратилась в ЕС с просьбой принять юридические меры против Будапешта.
Заместитель председателя Немецкой восточной бизнес-ассоциации Филипп Хаусманн подчеркивает: непомерно высокие налоги, изменяющаяся правовая среда и регуляторное давление – это способы вытеснить инвесторов из ЕС. Венгрия приветствует инвесторов из КНР. Орбан также заручился поддержкой правителя РФ Путина, поощряя госинвестиции из Москвы.
"Хотя в некоторых кругах популярно считать Орбана политиком "правого" направления, однако это, пожалуй, неправильно. Начав как либерал, он никогда не демонстрировал настоящую идеологическую подоплеку, а скорее вел себя как оппортунист.
Сегодня политический оппортунизм Орбана приспосабливается к извлечению выгоды от глобального соперничества между Россией и Китаем с одной стороны и Западом – с другой", – резюмирует Bloomberg.
Китайские деньги и конфликты внутри ЕС
Орбан за несколько лет превратил Венгрию в главный дом китайского капитала в Европе. Его страна получила более четверти всех инвестиций Пекина в европейский континент. Если в 2018 году прямые вложения КНР едва превышали 400 млн. дол., то в 2022 году достигли 7,6 млрд. дол. В 2023–2024 годах Венгрия получила еще 5 млрд дол.
Значительные средства стали дополнительным стимулом для венгерской экономики, которая страдает от остановки Евросоюзом финансирования более чем на 20 млрд евро из-за проблем с верховенством права. В сентябре 2022 года Европарламент признал, что Венгрия превратилась в "гибридный режим избирательной автократии".
В ответ Орбан неоднократно тормозил утверждение программ ЕС по финансовой и военной поддержке Украины. Также венгерский премьер пытался заблокировать решение о начале переговоров с Украиной по ее вступлению в блок, требующему согласия всех лидеров.
В конце концов, чтобы обойти вето Орбана в историческом для Украины голосовании, канцлер Германии Олаф Шольц при всех предложил ему выпить кофе за пределами зала – тот под давлением согласился .
Такой шаг для Орбана был унизительным. Он, конечно, придумал свою версию событий для венгерской аудитории: мол, решение ЕС было настолько плохим, что Венгрия "не хотела участвовать в этом" и потому воздержалась от голосования.
После этого ему пришлось терпеть откровенно издевательское заявление премьера Бельгии Александра Де Кроо: "Если уже отказался от вето, то молчи".
Ставка на китайский автопром
Министр экономики Венгрии Марто Надь признает: китайские деньги помогли сохранить автомобильную промышленность страны "как очень сильное ядро". Он надеется, что со временем на автопром будет приходиться около трети ВВП.
Китайские гиганты-производители электромобилей и батарей – BYD и CATL – искали варианты для производственных площадок в ЕС еще до того, как Брюссель ввел новые пошлины на импорт. В прошлом году выбор первой пал на венгерский город Сегед, где компания откроет свой первый европейский завод по производству электрокаров. У BYD уже есть завод по производству электробусов в венгерском Комароме.
CATL строит в Дебрецене завод по производству аккумуляторов за 7,3 млрд евро – это самая крупная в истории Венгрии прямая иностранная инвестиция, которая создаст около 9 тысяч рабочих мест. Это будет второй завод CATL в ЕС после производственной площадки в немецком Эрфурте.
Дебрецен расположен в самом центре Европы: в CATL рассчитывают, что непосредственная близость города к заводам ее главных клиентов – Mercedes-Benz, BMW, Stellantis и Volkswagen – позволит быстрее нарастить влияние на европейском рынке.
Венгрия стала идеальным местом для расширения китайских амбиций благодаря более низким, чем в других частях Европы, расходам на рабочих и земельные участки, и, что главное, – теплым политическим связям с Пекином.
В мае Китай повысил статус партнерства с Венгрией до "всеобъемлющего", а Си во время своего визита в Будапешт пообещал расширить инвестиции в энергетические и железнодорожные проекты, подписав в общей сложности 18 двусторонних соглашений.
Спасательный круг от рецессии
В правительстве Орбана надеются, что китайские инвестиции станут спасительным кругом для местной экономики, во второй раз за два года вошедшей в рецессию на фоне слабых показателей в промышленности и сельском хозяйстве: ВВП Венгрии в третьем квартале 2024 года упал на 0,7%.
"Никто не ожидал, что экономика будет работать так плохо. Похоже, чтобы достичь своей цели роста на следующий год, правительству придется внедрить новый пакет стимулов, но это поставит под угрозу целевой показатель бюджетного дефицита", - отметил экономист ING Bank Hungary Питер Веровач.
Форинт упал до самого низкого уровня по отношению к евро с декабря 2022 года. Слабость валюты уже помешала планам местного центробанка продолжать снижать процентные ставки, которые на уровне 6,5% все еще остаются самыми высокими в ЕС.
В Будапеште ожидают, что в этом году дефицит бюджета составит около 4,5% ВВП, что значительно превышает установленный ЕС лимит в 3%. Минэкономики обвиняет в неурядицах стагнацию в Германии, крупнейшем экспортном рынке страны. "Большой скачок в экономических показателях можно ожидать только в третьем квартале 2025 года", – признал Надь.
Аналитики считают , что показатель в 4,5% может оказаться оптимистичным. Они обеспокоены тем, что Орбан накануне выборов в 2026 году увеличит расходы до уровня, которые страна не может себе позволить.
Перед майским визитом Си в Будапешт Китай предоставил Венгрии 3-летний кредит в 1 млрд евро. Ссуда поможет профинансировать инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты.
Помимо кредитов от Пекина, Венгрия в финансировании своего растущего бюджетного дефицита продолжает полагаться на продажу международных и внутренних облигаций.
Новые дипломатические вызовы
После заключения новых соглашений с Китаем и победы Трампа на выборах в США перед Орбаном стоит новая дипломатическая задача, пишет FT. Венгрии придется одновременно остаться союзником и Си, и нового Белого дома, в который войдут "антикитайские ястребы", и вместе с тем противостоять угрозе хронического сокращения финансирования от ЕС.
Евросоюз ужесточается в торговых отношениях с Китаем, разделяя обеспокоенность США относительно избыточных мощностей Пекина в "зеленой" энергетике. Орбан же в отношениях с китайцами пошел ва-банк: Венгрия станет местом расположения первого европейского автозавода BYD, опередив Германию и Францию, также претендовавших на эти инвестиции.
Сближение Орбана и Си совпадает с ростом торговой напряженности между Пекином и Брюсселем, а поддержка Поднебесной России в ее войне в Украине еще больше вывела их отношения из равновесия.
Орбан часто конфликтовал с США и ЕС по поводу верховенства права, а также тесных связей с Россией и Китаем, и отвергал давление Запада по уменьшению связей с КНР.
Он и сейчас убежден, что тесные связи Будапешта с Пекином можно сохранить, одновременно поддерживая теплые контакты с Трампом, несмотря на угрозы наложить 60% пошлину на весь импорт из Китая.
Сохранение баланса между Востоком и Западом венгерский премьер называет "стратегической основой" экономической политики. "Китай сильный, развивается, наша задача – заключать с ним хорошие сделки", – говорит Орбан.
Однако эксперты признают: Китай вряд ли сможет восполнить все пробелы, оставленные Брюсселем. "Одни китайские инвестиции не компенсируют Венгрии нынешнюю нехватку средств от ЕС", - подчеркнул старший аналитик Rhodium Group Грегор Себастьян.
Еще одна проблема правительства, которая сделала его уязвимым к критике оппонентов, – износ железнодорожной сети. По словам железнодорожного эксперта и оппозиционного политика Давида Витези, из-за раздоров Орбана с Еврокомиссией были отменены инвестиции на 10 млрд евро, которые финансировались преимущественно со стороны ЕС. А внутренний бюджет слишком ограничен, чтобы компенсировать их потерю.
"Мы могли бы иметь "золотую эру" в железнодорожном секторе уже в этом десятилетии. Оставшиеся средства – это почти ничего", – говорит Витези.
Единственным крупным проектом остается высокоскоростное железнодорожное сообщение между Будапештом и Белградом. На это строительство, стартовавшее в 2020 году, Китай выделил 2,1 млрд дол. кредита. Более того, проект является частью глобального плана Си "Один пояс, один путь". Ожидается, что железную дорогу достроят в 2025 году.
Сербия является еще одним важным хабом для расширения европейских амбиций Пекина. Си подписал соглашение о свободной торговле с президентом Сербии Вучичем, рассчитывающим на 27 млрд дол. китайских инвестиций в инфраструктуру.