Украинская правда
Підтримайте нас, аби і ми без обмежень могли продовжувати роботу – долучайтеся до Клубу УП!
Підтримай роботу журналістів

Защита бизнеса вместо банкротства: о каких изменениях стоит знать?

Как Украина внедряет европейские подходы к ведению бизнеса в сфере банкротства

2024 год в сфере банкротства запомнится такими основными трендами: изменение фокуса с защиты кредиторов на поддержку должника для сохранения бизнеса (и это общеевропейский тренд) и усиление ответственности владельцев и руководителей за доведение до банкротства. Эти два тренда обусловили еще одну тенденцию - готовность кредиторов и должников договариваться.

Увеличение количества мировых соглашений между должниками и кредиторами

Процедура банкротства в Украине традиционно рассматривалась как затяжной процесс борьбы между должником и кредиторами. Обычно, должники стремились к "списанию" всех долгов, а кредиторы старались как можно быстрее вернуть свои средства.

Из-за войны уменьшилось желание обеих сторон вести изнурительные судебные споры. В 2023-2024 году мы заметили тенденцию к мирным переговорам и урегулированию в делах, которые длятся пять и более лет.

Мировое соглашение и закрытие дела о банкротстве позволяют кредиторам получить компенсацию долгов раньше, чем завершится ликвидация, а должникам и их собственникам - сохранить бизнес и активы, избежав материальной ответственности за долг предприятия.

Этот тренд, вероятно, останется актуальным и в 2025 году. Так что для нас банкротство это не финальная точка, а начало нового отсчета.

Внедрение превентивной реструктуризации

В конце 2024 года был принят закон №3985-IX, вводящий общеевропейский институт превентивной реструктуризации в Украине. Этот механизм позволяет бизнесу, который имеет временные экономические трудности, пройти финансовое оздоровление без необходимости открытия процедуры банкротства.

Основные этапы процесса реструктуризации следующие: процедура начинается судом и длится в течение шести месяцев. В этот период кредиторы не могут инициировать банкротство или начинать процессы взыскания долгов. В течение полугода должник должен согласовать план реструктуризации с кредиторами.

Большинством голосов кредиторы могут преодолеть возражения определенного класса кредиторов относительно плана, если он обоснован и перспективен. Если же сторонам не удастся достичь согласия по плану, или суд установит, что процедура не приведет к выполнению плана, она может быть прекращена.

<Напомню, что новая процедура вводится в рамках имплементации Директивы Европейского Союза 2019/1023 от 20 июня 2019 для реализации программы финансовой поддержки Украины от Европейского Союза и введена с 01.01.2025 с момента вступления в силу законодательных изменений.

Время покажет, станет ли она эффективнее процедуры досудебной санации, которая существовала ранее. Но с моей точки зрения, новый инструмент гораздо проще в реализации для должника и создал хорошие предпосылки для того, чтобы действительно достичь согласия между ним и кредиторами.

Усиление имущественной ответственности за доведение до банкротства

Долгое время процедура банкротства означала, что большинство долгов перед кредиторами будут оставаться непогашенными, а ответственность за это нести не придется никому.

Несмотря на это, благодаря институтам солидарной и субсидиарной ответственности, а также новой судебной практике, стало возможным максимально вернуть выведенные активы и взыскать убытки непосредственно с собственников и менеджмента обанкротившегося бизнеса.

Ранее процедура взыскания затягивалась из-за различных подходов к определению суммы убытков, относительно сроков подачи иска, и круга виновных лиц. В 2024 году актуальная практика Верховного суда определила, что суммой убытков является размер непогашенных требований кредиторов после продажи имущества банкрота на аукционе и иск должен быть заявлен после реализации активов должника.

Также устоявшейся стала позиция по применению доктрины "поднятия корпоративного занавеса". Суд может взыскать убытки с конечных бенефициаров и других лиц, даже при отсутствии их прямой связи с банкротом, если есть основания считать их ответственными за решения, которые привели к несостоятельности предприятия.

Убытки как солидарная ответственность могут также быть взысканы с собственников и руководства за то, что они не инициировали процедуру банкротства вовремя, когда у предприятия уже были признаки угрозы неплатежеспособности. В то же время, в таких ситуациях есть возможность избежать ответственности, если уполномоченные лица должника начали процедуру превентивной реструктуризации.

Лишение права голоса заинтересованных кредиторов должника

В 2024 году закон №3985-IX, кроме введения превентивной реструктуризации, внес важные изменения, которые имеют целью усложнить или вообще исключить так называемые "технические" банкротства, которые открывались и контролировались "дружественными" к должнику кредиторами, чьи кредиторские требования были заранее подготовлены.

Новый закон расширил определение заинтересованных лиц, что дает возможность кредиторам должника доказать, что другие кредиторы являются заинтересованными и должны быть лишены права решающего голоса и влияния на процедуру. Уже высказывается позиция, что заинтересованные кредиторы могут быть лишены права решающего голоса даже в процедурах, которые продолжаются давно и были открыты до вступления в силу этого закона.

Увеличение перечня предприятий с мораторием на открытие банкротства

В мае 2024 года был принят закон №3723-IX, который предусматривает запрет на инициирование банкротств для предприятий критической инфраструктуры, хозяйственных обществ, в которых государство владеет долей более 50%, а также для предприятий, перешедших в собственность государства в результате принудительного отчуждения акций.

Одновременно запрещаются исполнительные действия и обеспечительные меры в отношении таких предприятий.

Это является понятным шагом со стороны государства в условиях полномасштабной войны, однако контрагентам таких предприятий стоит быть особенно бдительными, поскольку во время войны принудительное взыскание долгов невозможно.

Подытоживая изложенное, можно уверенно утверждать, что Украина активно внедряет европейские подходы к ведению бизнеса, в том числе в сфере банкротства.

Владельцам и топ-менеджерам следует внедрять эффективные системы контроля за операционной хозяйственной деятельностью, а также применять меры для раннего выявления финансовых проблем и признаков неплатежеспособности с привлечением опытных консультантов.

Бдительность стоит проявлять в работе с контрагентами и кредиторами, а также при реорганизации собственного бизнеса и переоформлении активов.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
законодательство банкротство