Украинская правда

Реформы, которые изменят автомобильные перевозки в Украине

Сколько недополучает бюджет от теневого рынка пассажирских и грузовых перевозок и как это исправить?

Автомобильные пассажирские и грузовые перевозки являются одними из ключевых секторов экономики Украины, которые обеспечивают мобильность населения, поддерживают логистические цепи и способствуют интеграции страны в европейский рынок.

Во времена войны их значение только возросло: в условиях ограниченного авиационного сообщения автомобильный транспорт стал главным средством перемещения людей и товаров. Однако недостатки регулирования и неупорядоченность этих отраслей препятствуют развитию. По подсчетам экспертов, из-за нелегальных перевозок, теневого рынка билетов и отсутствия надлежащей инфраструктуры, государство ежегодно теряет миллиарды гривен.

Например, только от нелегального рынка билетов пассажирских перевозок госбюджет недополучает около 400 миллионов гривен, а неэффективность в грузовых перевозках стоит еще больше. По данным Министерства инфраструктуры Украины, стоимость разрушения дорог из-за перегрузки грузовиков составляет около 2 миллиардов гривен в год, а суммарные потери бюджета из-за теневых схем в сфере перевозок превышают 5 миллиардов гривен.

Автомобильные перевозки в Украине уже давно нуждаются в реформировании. В соответствии с недавними изменениями в "Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта" и изменений в Положение о Государственной службе Украины по безопасности на транспорте, Укртрансбезопасность получила полномочия вести перечень автостанций на своем официальном сайте.

Однако до сих пор в отечественном законодательстве отсутствует четкое и актуальное определение понятия "автостанция", которое бы соответствовало европейским стандартам. Ведь имеющееся на сегодня понятие "автостанция", которое содержится в законе "Об автомобильном транспорте", дает возможность практически любое помещение назвать автостанцией и осуществлять деятельность без обеспечения никаких гарантий и сервисов для пассажиров и перевозчиков, чем нередко пользуются недобросовестные лица.

То есть, для исправления этой проблемы я вместе с коллегами зарегистрировал законопроект №12228. Он предлагает определить автостанцию как специально оборудованное сооружение, которое включает зоны ожидания для пассажиров, кассы, платформы для посадки и высадки, парковочные места и другие необходимые сервисы. Это не только урегулирует рынок, но и будет способствовать легализации теневых перевозок, возвращению пассажиропотоков на станции и увеличению налоговых поступлений.

Однако реформирование отрасли не ограничивается вопросом автостанций. Необходимо акцентировать внимание на нескольких других важных направлениях. Во-первых, это цифровизация контроля за перевозками. Укртрансбезопасность предлагает внедрить систему "е-Инспектор", которая соединит в себе планшеты, бодикамеры и записи с пунктов весового контроля.

Еще одна важная инициатива - смарт-тахографы, которые обеспечат автоматический контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Их внедрение позволит уменьшить количество аварий с участием лицензированного транспорта, а также создать единый реестр для хранения данных.

<Однако существуют вопросы относительно лицензионного программного обеспечения для тахосканеров. Для решения этого необходимо заключить соответствующие соглашения с поставщиками оборудования и обеспечить государственное финансирование на начальном этапе внедрения.

Интеграция GPS-систем станет следующим шагом в диспетчеризации перевозок, обеспечив прозрачность маршрутов и контроль за нерегулярными рейсами. Однако существуют опасения относительно сложности контроля за внедрением GPS у перевозчиков. Чтобы избежать этих проблем, важно установить четкие сроки реализации и обеспечить прозрачность процесса подключения систем к государственному реестру.

Запущенный в августе этого года вебпортал autobus.gov.ua для онлайн-продажи билетов и поиска маршрутов, будет способствовать удобству для пассажиров и легализации перевозчиков. Но эффективность такого портала будет зависеть от полноты информации, которую будут предоставлять перевозчики, и контроля со стороны Укртрансбезопасности. Для этого необходимо внедрить санкции за несоблюдение требований и обеспечить постоянный мониторинг.

В сегменте грузовых перевозок основная проблема - нарушение габаритно-весовых норм. Решением станет не только расширение сети WIM-комплексов (Weight in Motion), но и создание специального фонда для их обслуживания и развития. Это поможет уменьшить разрушение дорог из-за перегрузки и минимизировать коррупционные риски.

По оценкам, увеличение количества WIM-комплексов может снизить расходы на ремонт дорог на 20%. Впрочем, вопрос эффективности системы WIM остается актуальным. Например, отсутствие надлежащего финансирования и низкое количество комплексов затрудняют полный контроль. Чтобы избежать этого, важно создать специальный фонд для содержания и расширения сети, а также ввести механизмы поощрения местных общин к участию в проекте.

Эффективное внедрение всех этих реформ окажет значительное влияние на экономику Украины. Легализация рынка перевозок позволит привлечь сотни миллионов гривен в бюджет, улучшит безопасность на дорогах и создаст равные условия для бизнеса.

Цифровизация процессов и автоматизация контроля снизят коррупцию, а современная инфраструктура будет способствовать интеграции Украины в европейское транспортное пространство. В результате государство получит не только финансовые выгоды, но и укрепит свои позиции как надежного партнера на международной арене.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
законодательство транспорт