Как стартапам держаться на плаву во время войны
В 2022 году началась крупнейшая в новейшей истории война, за которой последовал финансовый кризис - все это в очередной раз кардинально изменило жизнь миллионов людей, повлияло на экономику, общество и бизнес. И хотя мир стартапов всегда был полон рисков, экономические кризисы и войны умножили их многократно.
В такие времена привычные правила дают сбой - инвесторы сокращают поддержку, инфраструктура деградирует, а неопределенность становится частью повседневной жизни. Однако именно нестабильность усиливает спрос на инновации: заставляет пересмотреть старые условия, использовать по максимуму новые технологии.
Как стартапы могут развиваться в таких условиях? Как бизнес реагирует на кризис?
Как кризисы и войны влияют на развитие стартапов
Чем моложе стартап, тем сильнее на него влияют любые кризисы. Прежде всего это касается четырех главных аспектов - инвестиций, спроса, затрат, кадров.
- Сокращение инвестиций: с повышением рисков инвесторы снижают объемы финансирования. Владельцы капитала либо перемещают его в сторону более стабильных компаний (стартапов на поздних стадиях развития) или выводят его в другие регионы, избегая страны с высоким уровнем неопределенности.
- Уменьшение спроса: в период войны и экономического кризиса сокращается покупательная способность населения - больший приоритет получают товары первой необходимости, снижая спрос на инновации, новые продукты и услуги.
- Повышение расходов: сопутствующая инфляция и рост цен на производство и логистику вынуждают сокращать бюджет, "оптимизировать" операционную деятельность. Это особенно критично для стартапов без лишнего капитала.
- Отток квалифицированных кадров: специалисты со стажем в нестабильных условиях могут принять решение об иммиграции. После пандемии 2020 года этот аспект наименее влиятелен, поскольку есть возможность удаленной работы.
Однако, в некоторых случаях, война или экономический кризис могут привести к росту отдельных сфер. Например, после 2014 года в Украине ускорилось развитие сегмента IT-технологий, криптовалютных стартапов. В США после финансового краха 2008 года начали активно развиваться альтернативы старым, неэффективным технологиям - WhatsApp закрыл нишу дешевых сообщений вместо дорогих SMS, такие проекты, как Airbnb и Uber, упростили и автоматизировали аренду жилья и перевозок.
Бывает ли так всегда или это исключение из правил? И что нужно стартапу для роста?
Как стартапам выживать в условиях войн и кризисов
Выживание стартапов в условиях войны требует адаптивности, точечного контроля ресурсов и умения находить возможности. Например, переориентация на внешние рынки - создание децентрализованных команд и развитие экспортных направлений.
- Поиск новых рынков: важно изучить изменившиеся потребности внутреннего рынка - оценить спрос на практические решения, которые может предложить стартап. Также стоит исследовать возможности международных рынков - найти новые аудитории, запустить экспорт своего продукта с помощью онлайн-маркетинга.
- Формирование удаленной команды: чтобы диверсифицировать риски, важно использовать возможности глобальной цифровизации себе на пользу и создать децентрализованную команду, обеспечивающую гибкость и снижающую офисные расходы.
- Новые формы привлечения капитала: рассмотрите способы поиска средств, доказавшие свою надежность в последние несколько лет. Например, сервисы для краундфандинга, запуск криптовалютных токенов в формате ICO - с 2017 года они позволяют стартапам привлекать инвестиции из любой точки мира.
- Упрощение и оптимизация: используйте все инструменты для автоматизации процессов, доступные сегодня - решения по онлайн-платежам и логистике, чат-боты на основе AI, голосовые помощники, конструкторы сайтов.
И Airbnb, и Uber, и сервис PayPal 2008 года, и Zoom после пандемии коронавируса предложили одно - дешевое и практичное решение, оказавшееся востребованным на фоне дорогих аналогов. На фоне других правил выживания, это - одно из главных.
Еще же одно правило для снижения влияния любых потрясений - ориентироваться на решения, которые можно быстро внедрить и тестировать. Например, онлайн-маркетинг.
Где искать решения для развития стартапа
Стартапы, которые решили ориентироваться не только на внутренний, но и на внешние рынки, использовать доступные технологии, способны сохранить себя и развиваться.
Часто бывает, что в период кризиса, проекты замедляют или полностью отключают важные элементы продвижения, например, рекламу. Однако такая экономия не способствует сохранению средств, а лишает возможности получать их в будущем. Но это не значит, что сокращать расходы не нужно - важно правильно распределять их.
Таким решением для стартапов сегодня является выход в интернет - если в 2025 году проект не представлен в сети, то он фактически невидим для клиентов и инвесторов.
Чтобы избежать этого, важно развивать присутствие в сети - "стать видимым"..
- Выход в глобальную сеть - решение, способное достичь указанных выше целей: найти новые рынки и новых инвесторов, ориентироваться на экспорт, автоматизировать и оптимизировать внутренние процессы, сократив издержки.
- При этом для достижения всех этих задач не нужны большие ресурсы - только несколько маркетинговых инструментов, адаптированных под новую аудиторию. В их число входит - сайт проекта, социальные профили, реклама.
- Также важно глобальное присутствие в сети - информация о стартапе и его идеях на специализированных сайтах-агрегаторах, партнерство со смежными компаниями и спикерами, лидерами мнений.
Каждый инструмент должен быть адаптирован под аудиторию. Для этого сегодня не нужны глобальные и дорогостоящие исследования - достаточно анализа с помощью AI на основе открытых источников. Для этого, например, у того же ChatGPT есть специальные модули-сборки.
Для запуска же собственного сайта-визитки или онлайн-магазина, одностраничных сайтов-лендингов для точечных призывов к действию пользователей из конкретных сегментов аудитории достаточно продвинутого конструктора. Современные версии этого инструмента также используют AI, которые на основе базы шаблонов и текстового запроса клиента способны создать и развернуть веб-сайт в течение нескольких часов.
Несмотря на войну и экономическую нестабильность не только в стране, а всем мире, стартапы в Украине продолжают запускаться и развиваться. Это нелегко, но возможно - будучи гибкими (подключение к внешним рынкам, создание удаленной команды) и готовыми использовать современные решения (онлайн-инструменты, AI-нейросети).
Экономические кризисы и войны неизбежно вносят хаос в привычный уклад жизни, но для стартапов это также время поиска возможностей. Те компании, что способны адаптироваться, оптимизировать процессы и предложить востребованные решения, не только выживут, но и будут развиваться и, вероятно, станут новыми лидерами рынка.
И хотя риски неизбежны, награда за решительность может превзойти все ожидания.