Украинская правда

Почему в Украине есть топливо, а в России - нет?

Ночью 18 августа россияне окончательно разрушили нефтебазу азербайджанской компании Socar в Одесской области. Первые пять "шахедов" прилетели на прошлой неделе, частично повредив объект, а 15 дронов 18 августа сделали перспективу его восстановления до завершения войны маловероятной.

Звучат вопросы, как это повлияет на рынок топлива в целом и южного региона в частности?

На самом деле в уничтожении нефтебазы нет ничего экстра ординарного. Для топливного рынка это обыденность с 24 февраля 2022 года. По нашим наблюдениям, с тех пор было атаковано более 70 нефтебаз, разрушены все нефтеперерабатывающие предприятия - и малые, и большие.

Только этим летом прилетело уже более чем на десять отраслевых объектов. В частности был разрушен большой терминал в той же Одессе и Фастове. В Кременчуг летели не только дроны, но и крылатые и баллистические ракеты.

А что же теперь будет? Ответ: ничего. Разве кто-то ощутил последствия разрушения 70 нефтебаз и НПЗ? У нас нет бензина? Дизтоплива? Сжиженного газа? Все есть.

А вот в России - мировом лидере по нефтедобыче и переработке - нет. В оккупированном Крыму и в Забайкальском крае РФ начали продавать бензин А-95 только предприятиям и организациям по специальным картам. Российские СМИ связывают дефицит и рекордный рост оптовых цен с последствиями ударов украинских дронов по нефтеперерабатывающим заводам.

Как такое может быть?

Весной 2022 года Украина пережила глубочайший топливный кризис не только в своей истории, думаю, ни одна страна мира не сталкивалась с таким вызовом. Буквально за месяц нас лишили 100% каналов поставки топлива - из России, Беларуси, через порты и с украинских НПЗ.

По нашим расчетам, в марте-апреле 2022 года дефицит бензинов составлял 50% от потребности. По дизтопливу в эти критические месяцы нехватка достигала 80% от потребности.

Недостаток запасов и их пополнения привел к лимитированию отпуска горючего сначала 30 л "в один бак", а потом даже и 10 л. Надо было дать возможность как можно большему количеству потребителей получить горючее, чтобы продолжить движение. А главное, сохранить запасы для транспорта критической инфраструктуры.

Когда стало очевидно, что даже при таком лимитировании возобновлять запасы не получается, во второй половине мая правительство отменило государственное регулирование розничных цен на топливо. Это позволило импортировать бензины и ДТ всеми возможными видами транспорта с любых направлений. Уже через месяц, в конце июня 2022 года на трассе Киев-Чоп не было проблем с топливом, а в течение июля все заправки возобновили полноценную работу.

Сегодня страну питают горючим десятки маршрутов поставок - водным транспортом, по железной дороге, автоцистернами. Пункты перелива нефтепродуктов с европейской на украинскую колею разбросаны вдоль всей границы. Ответом на уничтожение нефтебаз стала работа "с колес", когда топливо не накапливается, а оперативно подвозится к местам реализации.

А что в России? Государственное регулирование цен и отсутствие импортных поставок, потому что они элементарно не проходят по цене. Пик потребления и пару нокаутированных нефтеперерабатывающих заводов - привет талоны на АЗС.

Да, нам пришлось потратиться на приобретение железнодорожных цистерн, бензовозов (их количество возросло вчетверо), танкеров, а некоторые даже приобрели за рубежом морские перевалочные комплексы. Но страна не остановилась и в последние годы новая система поставок сдала несколько экзаменов блэк-аутами, обстрелами и блокировками границ польскими аграриями.

И именно благодаря этой системе, огромной конкуренции и рыночному ценообразованию бензин в "безнефтяной" Украине есть, а в "нефтяной" России - нет.

И именно поэтому, какими бы досадными ни были удары по остаткам нашей топливной инфраструктуры, это уже никак не повлияет на наличие топлива или на его цену на заправочных станциях.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
АЗС нефтепродукты