Как бизнесу перейти на собственную электроэнергию
После атак на энергосистему вопрос энергетической независимости стал критически важным для бизнеса. Ответом стало появление благоприятных законодательных условий для развития распределенной генерации. Каких именно?
Распределенная генерация охватывает широкий спектр технологий: газотурбинные, газопоршневые и когенерационные установки, ветровые (ВЭС), солнечные (СЭС) и биоэнергетические электростанции, малые гидроэлектростанции, а также установки хранения энергии (УЗЭ). В то же время указанный перечень видов объектов распределенной генерации не является исчерпывающим.
Однако важно не только технологическое многообразие, но и растущий общественный и инвестиционный интерес к этому направлению. В публичном пространстве все больше говорят о распределенной/децентрализованной генерации - как о перспективном направлении развития энергетики, так и как о привлекательной возможности для инвестирования. Появляются новые законодательные инициативы, которые должны стимулировать бизнес не только потреблять электроэнергию, но и становиться ее производителями.
В результате этих изменений все больше предпринимателей в Украине рассматривают вариант самостоятельного энергообеспечения - частичного или полного. Поэтому уместно проанализировать, какие именно законодательные акты упрощают бизнесу путь к собственному производству электроэнергии и какие инструменты поддержки были внедрены, чтобы стимулировать развитие распределенной генерации.
Предпосылки
Прошел год с момента одобрения правительством "Стратегии развития распределенной генерации на период до 2035 года" и утверждения операционного плана мероприятий по ее реализации в 2024-2026 годах, поэтому целесообразно подчеркнуть в том числе важные нормотворческие новеллы, которые были внедрены за этот период.
Согласно Стратегии, с точки зрения скорости строительства и ввода в эксплуатацию наиболее перспективными являются газопоршневые установки, газотурбинные установки, когенерационные установки, а также солнечные электростанции, в меньшей степени ветровые электростанции. Кроме того, строительство и ввод в эксплуатацию установок хранения энергии также требует малых объемов времени.
Приоритетным является использование электроустановок, которые обеспечивают гарантированную выдачу доступной мощности при наличии топлива, а именно природного газа, в отличие от солнечных и ветровых электростанций, доступная мощность которых зависит от погодных условий.
В то же время в Стратегии отмечается, что для достижения поставленных целей могут использоваться и другие объекты распределенной генерации. Однако, учитывая вышесказанное, ниже проведем краткий обзор изменений законодательства и сосредоточим внимание на изменениях, касающихся прежде всего газопоршневых, газотурбинных и когенерационных установок, солнечных электростанций и систем хранения энергии, а также на обзоре нормативных актов, упрощающих процесс их установки.
Уничтожение Россией объединенной энергетической системы Украины, с крупными узловыми электростанциями и сложной системой передачи энергии, требует от законодателя быстрой адаптации правил к новым условиям и развития распределенной генерации, отвечающей потребностям бизнеса в современных реалиях.
9 февраля 2025 года вступил в силу закон, который среди прочего, позволяет подключение в одной точке генерирующих установок из разных источников энергии (в рамках концепции cable pooling), что создает дополнительные стимулы для инвесторов, поскольку позволяет реализовывать более гибкие и эффективные энергетические проекты, сочетая различные технологии на одном объекте.
Газопоршневые, газотурбинные и когенерационные установки
Эти виды генерации - одни из самых эффективных для обеспечения непрерывной работы предприятий, особенно в условиях нестабильного энергоснабжения. Они обеспечивают надежное и стабильное снабжение электроэнергии при наличии топлива и подходят для критической инфраструктуры. Законодательство сейчас максимально упрощает процедуры их установки и запуска.
Закон позволяет присоединение когенерационных установок третьих лиц мощностью до 20 МВт к сетям производителей электрической энергии и/или к сетям теплоснабжающих организаций, осуществляющих также деятельность по транспортировке тепловой энергии, а также механизмы взаимодействия между указанными субъектами по производству/продаже/потреблению электрической энергии, произведенной когенерационной установкой, при условии выполнения установленного законом перечня требований.
Согласно постановлению правительства, субъекты хозяйствования могут упрощенно размещать/строить и вводить в эксплуатацию энергоустановки мощностью от 1 МВт, в частности газопоршневые, газотурбинные, когенерационные и газовые генераторы, установки хранения энергии, а также связанные сети и оборудование для обеспечения объектов критической инфраструктуры.
Процесс не требует, среди прочего, градостроительной документации, отчета о результатах проведения экспертизы проектной документации на строительство объектов, землеотвода под объект энергетики и внесения данных в ЕГЭСБ. Работы могут проводиться параллельно с разработкой проектной документации, а ввод в эксплуатацию - без сертификата о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта, при условии проведения комплексных испытаний в определенном объеме.
В то же время нужно учесть, что в течение 24 месяцев после завершения такого строительства и/или размещения, но не позднее чем через шесть месяцев после прекращения или отмены военного положения должно быть обеспечено отвод земельных участков и их формирование (в случае необходимости), оформление прав на земельные участки, разработка и утверждение проектной документации, получение отчета о результатах проведения экспертизы проектной документации на строительство объекта, сертификата о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта
Также стоит отметить, что в соответствии с критериями приведенных в приложении №1 к постановлению Кабмина оценке воздействия на окружающую среду не подлежит строительство и/или размещение в период военного положения газопоршневых и газотурбинных установок, в частности когенерационных, блочно-модульных котельных, дизельных/бензиновых и газовых генераторов (мощностью от 1 МВт и более), а также связанных с ними сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, узлов учета, другого связанного оборудования.
Солнечные электростанции
СЭС остаются одним из самых популярных вариантов для бизнеса благодаря относительно низким затратам на установку. Законодательные изменения облегчили запуск крышных СЭС, хотя есть нюансы, которые стоит учесть.
Законом "О зеленой трансформации" предусмотрено, что установка крышных солнечных электростанций может осуществляться без получения разрешительной документации в сфере строительства. В то же время эта норма не согласована с положениями градостроительного законодательства, что затрудняет ее практическое применение.
Установки хранения энергии
УЗЭ - это ключевой элемент энергетической независимости, позволяющий хранить избыточную электроэнергию и использовать ее в часы пиковой нагрузки или аварий. Законодательство позволяет использовать УЗЭ без отдельной лицензии, если соблюдены определенные технические условия, а также существенно упрощает условия их размещения.
Законом изменен подход к использованию установок хранения энергии (УЗЭ) производителями без отдельной лицензии на хранение энергии, в частности, отбор такими установками теперь может осуществляться также и из сетей ОСП/ОСР, при условии, что в любой момент времени суммарная мощность отпуска в сети ОСП/ОСР или отбор из сетей ОСП/ОСР не превышает заказанной к присоединению мощности, с учетом разрешенной (договорной) мощности производства/потребления электрической энергии электроустановок такого производителя в месте осуществления лицензированной деятельности согласно
Согласно закону строительство, размещение и эксплуатация электрозарядных станций и установок хранения энергии может осуществляться на земельных участках любой категории земель и/или вида целевого назначения.
Кроме того, постановлением НКРЭКУ внесены изменения в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по хранению энергии. Внесены изменения в перечень документов, прилагаемых к заявлению о получении лицензии соискателем лицензии. Введено разграничение в зависимости от того, является ли УЗЭ объектом строительства или недвижимым имуществом, или таким, что может быть перемещенным без обесценивания, причинения вреда и изменения назначения (то есть движимым имуществом).
Также стоит отметить, что законами№3853-IX и№3854-IX предусматривается освобождение от уплаты пошлины и НДС при импорте различного типа оборудования, в том числе для ветровой и солнечной генерации, аккумуляторов (кроме аккумуляторов малой мощности) с 27 июля 2024 года до 1 января 2026 года.
Стратегическое решение: баланс между гибкостью и обязательствами
Несмотря на упрощение процедур установки газопоршневых, газотурбинных, когенерационных установок, СЭС и УЗЭ, ключевым остается вопрос выбора модели дальнейшей работы: становиться, например, полноценным производителем электрической энергии с лицензией НКРЭКУ или действовать в статусе активного потребителя, производящего электроэнергию для собственных нужд.
Каждый из вариантов имеет свои особенности, требования и ограничения, которые необходимо учесть еще на этапе проектирования. Ведь с получением лицензии НКРЭКУ по производству электрической энергии возникает необходимость:
- соблюдение требований Лицензионных условий;
- получение статуса:
- участника рынка электрической энергии, который предоставляется Оператором системы передачи ("Укрэнерго");
- участника балансирующего рынка;
- участника оптового рынка энергии, который предоставляется НКРЭКУ (в частности с целью осуществления операций с оптовой торговлей энергетическими продуктами и составления отчетности по стандарту REMIT);
- представления отчетности НКРЭКУ;
- уплаты взносов на регулирование (постановление НКРЭКУ;
- прохождения проверок НКРЭКУ и тому подобное.
Одновременно обращаем дополнительно внимание, что в соответствии с законом временно, на период до 1 января 2028 года, производство электрической энергии активными потребителями, третьими лицами, которые присоединены к электрическим сетям активных потребителей, считается производством электрической энергии для собственных нужд и не требует получения лицензии на производство электрической энергии, при условии что установленная мощность таких генерирующих электроустановок на одной площадке измерения не превышает 20 МВт.
В свою очередь активный потребитель, в соответствии с Порядком продажи и учета электрической энергии, произведенной активными потребителями, и расчетов за нее, участвует на организованных сегментах рынка самостоятельно или в составе агрегированных групп.
Согласно закону "О рынке электрической энергии", агрегированная группа охватывает участников рынка электрической энергии, электроустановки которых входят в одну единицу агрегации и агрегируются агрегатором. Этот механизм является новым для Украины, но имеет значительный потенциал, учитывая высокий уровень регулирования энергетического рынка и специфические знания, необходимые для его участников. Он позволяет не только покрывать собственные потребности в электроэнергии, но и получать дополнительный доход.
Выводы
Изменения в законодательство в сфере распределенной генерации открывают для бизнеса новые возможности - от энергетической независимости до дополнительных источников дохода. Принятие Стратегии, упрощение разрешительных процедур, временные льготы на импорт оборудования и возможность работать без лицензии НКРЭКУ (в пределах 20 МВт) создают благоприятную среду для развития собственного энергетического потенциала.
На практике это означает, что предприятия могут быстрее запускать газопоршневые и когенерационные установки, солнечные электростанции или системы накопления энергии без длительных согласований и с минимальными регуляторными барьерами.
Впрочем, окончательный выбор модели - полноценный производитель или активный потребитель - зависит от многих факторов: масштаба проекта, бизнес-целей, готовности к лицензированию и участия на рынке. Взвешенный анализ на старте позволит не только избежать регуляторных рисков, но и максимально использовать новые возможности энергетической трансформации.