Украинская правда

Блэкаут в конверте. Как из-за игр Минэнерго Чернигов и Кривой Рог не получили дополнительное электричество

Блэкаут в конверте. Как из-за игр Минэнерго Чернигов и Кривой Рог не получили дополнительное электричество
Колаж: Андрій Калістратенко

Утро 21 октября было очень тяжелым для Чернигова. После очередной прицельной массированной атаки российских дронов по энергетической системе родной город премьер--министра Юлии Свириденко накрыл полный блэкаут.

В сентябре россияне уже били по энергетическим объектам Черниговщины и северной Киевщины, но тогда свет в регионе удалось вернуть достаточно быстро. Атака 21 октября сделала положение дел угрожающим.

Недавно "Украинская правда" подробно писала о ситуации с защитой энергосистемы и новой тактикой россиян, которые постепенно "отключают" регион за регионом.

В этот же день, 21 октября, в Киеве полицейский патруль остановил авто бывшего главы "Укрэнерго" Владимира Кудрицкого. Полицейский попросил показать на телефоне "Резерв+", схватил мобильник и побежал в свое авто. Зато к машине Кудрицкого подошли следователи из Государственного бюро расследований (ГБР) и провели обыск. Как водится в последнее время, без решения суда.

Разблокированный телефон экс-руководителя "Укрэнерго" быстро перекочевал от полицейского в руки работников ГБР.

Между упомянутыми событиями в Чернигове и Киеве, на первый взгляд, нет очевидной связи. Но на самом деле она есть.

"Я заметил, что активизация правоохранителей происходила в те моменты, когда мне приходилось выходить в паблик. Недавно мы с партнерами также анонсировали большой проект с распределенной генерацией, благодаря которому я получил определенное присутствие в медиа. Поэтому я все связываю не столько с какой-то процессуальной необходимостью, а с определенными поздравлениями, которые мне кто-то хочет передать", – описывает ситуацию с обысками Кудрицкий.

Динамика этих "приветов" впечатляет. Буквально за день до обысков ГБР в экс-главы "Укрэнерго", он рассказывал УП о сорванном из-за политических игр Германа Галущенко еще в статусе министра энергетики проект построения более 400 мегаватт дополнительной электрической генерации. Это могло дать до конца года почти 100 МВт для ныне погруженной в темноту Черниговской области и почти 30 МВт возле родного для президента Кривого Рога.

А сделала это команда Германа Галущенко, скорее всего, только потому, что ей не понравились имена победителей конкурса. Так что вместо новой распределенной генерации, способной серьезно повлиять на ситуацию в регионах, атакованные города постепенно погружаются в повсеместный гул дизельных генераторов.

Коробка, а в ней конверт, или Конкурс Галущенко

В 2025 году Украина наконец приблизилась к тому, что должна была сделать еще в далеком 2019-м: начать большое строительство маневренной распределенной газовой генерации, особенно важной в условиях постоянных обстрелов, дефицита и отключений.

В июне 2024 года президент Владимир Зеленский лично объявил о планах Украины построить 1 гигаватт такой генерации до конца 2024 года, и еще 4 гигаватта – в ближайшие годы. Позже в СМИ эти планы назовут "Гигаватом Зеленского".

Речь идет о так называемых газопоршневых и газотурбинных электростанциях. Если простым языком, то это сравнительно небольшие установки, которые, сжигая небольшое количество газа, способны одновременно производить электричество и тепло. Современные установки ровно в два раза эффективнее старых советских, потому что потребляют меньше газа и дают больше энергии.

Газопоршневая электростанция, которую запустили в январе 2023 года в г. Ирпень
Газопоршневая электростанция, которую запустили в январе 2023 года в г. Ирпень

Другое ключевое преимущество таких миниэлектростанций – при необходимости они способны включаться в работу за считанные минуты и покрывать "пики потребления" в дефицитные утренние или вечерние часы. В эти периоды Украина сейчас вынуждена импортировать дорогое электричество из Евросоюза или привлекать еще более дорогую аварийную помощь из ЕС, чтобы избежать отключений.

"Мини-ТЭЦ хороши тем, что быстро разгоняются – за три минуты. Для сравнения: атомный блок разгоняется трое суток. Тепловой блок из холодного состояния "поднимается" 8-12 часов, из горячего – 0,5-1,5 часа", – наглядно объяснял преимущества таких электростанций летом 2024 года на тот момент премьер-министр Денис Шмыгаль после того, как Зеленский публично объявил о важности развития этого направления энергетики.

Еще один очень важный плюс – из-за небольших размеров и размещения в разных уголках страны их легче спрятать от российских дронов и ракетных обстрелов. Поскольку приоритетными для россиян до сих пор остаются гигантские подстанции "Укрэнерго", тепловые и гидроэлектростанции, такой вариант распыленных небольших объектов может быть выходом из ситуации для Украины.

Идея была интересной как власти, так и бизнесу: по примеру Евросоюза, через прозрачные конкурсы выбрать компании, которые готовы вкладывать собственные средства в новые киловатты, а взамен получить долгосрочные контракты и стабильный возврат инвестиций.

Еще со времен правительства Владимира Гройсмана в правительственных папках лежало принятое постановление о порядке таких конкурсов. Замысел был следующим: оператор системы – "Укрэнерго" проводит расчеты, сколько и на какой территории не хватает генерации, после чего объявляет соответствующий отбор проектов на строительство.

Компании подают предложения, соревнуясь между собой за то, кто попросит у государства меньшую компенсацию за 1 МВт установленной мощности. Побеждает тот, кто согласится строить дешевле.

В 2019-м документ приняли, но ни одного конкурса так и не провели. Тогда энергорынок лихорадило из-за "зеленых" тарифов, металлургическое лобби блокировало повышение цен, а у государства не было ресурсов даже для текущих расчетов, не говоря уже о компенсациях для новых электростанций. Идею решили просто спрятать в ящик.

Вернулись к ней уже в 2024 году, когда "Укрэнерго" провело первые аукционы на строительство распределенной генерации. Схема была еще проще чем при Гройсмане: компании на электронной площадке соревновались просто за заключение пятилетних контрактов, а не за "компенсацию".

Победа позволяла им получить стабильные сделки, под которые в банках можно было получить кредиты на строительство новых объектов.

Государство же просто получало новую генерацию без дополнительных затрат. Даже больше – компании соглашались дать скидку и "Укрэнерго" контрактовало услуги на 30–40% дешевле. Казалось бы, модель работает.

Впрочем, после скандальной смены руководства "Укрэнерго", Министерство энергетики во главе тогда еще с Галущенко внезапно решило: "Мы сделаем свой конкурс, и намного лучше".

Под этот процесс вытащили из архива старое постановление, принятое во времена Гройсмана, немного подредактировали, и в январе 2025 года начали конкурс на строительство 700 МВт новой газовой генерации.

Выбирать победителей должна была не электронная система, а специальная комиссия из семи представителей государства, которые во время раскрытия предложений в прямом смысле слова доставали кипы бумаг с технической документацией из коробок "Новой почты".

Несмотря на чрезмерную бюрократию, интерес бизнеса к конкурсу оказался большим. На него пришло более 10 участников, которые предлагали построить более 400 МВт новой мощности. Львиная доля из них – это совершенно новые игроки на украинском энергорынке.

Конкурс, на котором победители проиграли

Пока продолжались технические этапы конкурса, он продвигался довольно динамично.

2 апреля комиссия вскрыла современные коробки из "Новой почты", в которые были упакованы два конверта: один с конкурсной документацией, где претенденты описывали техническую сторону своих проектов, а второй – с их ценовыми предложениями.

На техническом этапе отсеяли три компании, которые не соответствовали требованиям: одна была под санкциями, у двух других не хватало опыта и документов. К следующему этапу допустили 14 проектов.

Через неделю, 7 апреля, конкурсная комиссия открыла конверты с ценовыми предложениями и пошла считать, чьи условия наиболее выгодны.

Еще через четыре дня, 11 апреля, комиссия под протокол определила победителей конкурса.

На этом этапе отвергли предложения "Укрнафты", компании "Далорт" и "Инжур Энерджи". Все три предложения не пропустили по достаточно формальным основаниям: компании неправильно указали цену в финальном предложении. Подать следовало стоимость в пересчете на строительство одного мегаватта, а не всего проекта в целом, как это сделали "Далорт" и "Инжур", и указывать цену с НДС, а "Укрнафта" указала без.

Важно, что протокол об определении победителей члены комиссии не подписали и именно его до сих пор в публичном доступе нет. Хотя все остальные этапы конкурса сняты на видео, и протоколы заседаний обнародованы на сайте "Укрэнерго".

Зато 22 апреля комиссия собралась, чтобы рассмотреть жалобы от участников конкурса. Хотя такой опции в положении о проведении конкурса не существует. Наоборот, там четко написано, что любые изменения после раскрытия финансовых предложений запрещены. Но комиссия объявила перерыв на неделю, собрала 29 апреля компании, чьи предложения отвергла, заслушала их доводы о "технических ошибках" и "двусмысленности формулировок" – и разошлась. На полгода.

Формальным основанием для "объявления перерыва" стала жалоба государственной "Укрнафты" в Антимонопольный комитет (АМКУ) на действия комиссии. Почему компания жаловалась в АМКУ, а не, скажем, в Национальную оперу, которая имеет к конкурсу где-то такое же отношение, пока не известно.

Но свершившийся факт, что весь процесс завис на шесть месяцев, за которые вполне можно было успеть построить все заявленные проекты.

Неформально части участников конкурса передали сигналы из команды Галущенко, что его "расстроил" список победителей.

"У Германа очень пригорело, когда в числе победителей оказался совместный проект "Дрегон кэпитал" (компанией владеет Томаш Фиала, который является также владельцем "Украинской правды" – УП) и Кудрицкого, которого Галущенко всеми силами выживал из "Укрэнерго". А плюс еще Игорь Мазепа, из-за которого Офис президента имел войну со всем бизнесом. А еще люди Игоря Тынного, который о Галущенко слов часто не подбирает. И поэтому решили конкурс валить", – рассказывает не под запись один из собеседников ЭП на энергетическом рынке.

Абсурдность жалоб, которые использованы для затягивания процесса, признал сам АМКУ, который еще 10 июля (!) отказался даже рассматривать жалобу "Укрнафты".

***

"АМКУ отморозился. Герман уже не министр, его заместитель Шейко (Юрий), который председатель этой комиссии, уже тоже уволен из правительства. Новая команда Минэнерго боится за эту историю браться. ОПешные думали свалить все на Кабмин, типа он же принимал первое постановление о таких конкурсах, пусть Свириденко все и отменит. Но ей это зачем?", – пересказывает внутренние властные колебания один из участников конкурса.

А тем временем от 11 апреля протокол так и не подписали, победители контрактов не получили, новые объекты генерации не строятся. Позицию новой команды Минэнерго можно понять из стерильных, без каких-либо деталей или прогнозов ответов ведомства участникам конкурса, которые имела возможность изучить ЭП.

"Самая печальная история как раз в Чернигове. Местный бизнесмен из аграриев поверил в эту идею, пока тянулась вся эта жвачка у Германа, начал строить за свои деньги. И уже почти построил свои проекты. Но если он их подключит и начнет работать, то потеряет компенсацию, которая предусмотрена конкурсом. Потому что там речь только о новой генерации. Ну и точно сгорит его депозит, который на этапе подачи документов надо было внести – а это 100 тысяч евро за участие и тысяча за каждый мегаватт", – рассказывает еще один из участников замороженного конкурса.

"У него там должно было быть под 100 МВт. Они бы реально сейчас помогли городу и области. Но не помогут", – констатирует бизнесмен.

Николай Топалов, Роман Романюк, УП

Галущенко энергетика Свириденко