Украинская правда

Не так страшна пеня, как некачественные коммунальные услуги

Новый закон о жилищно-коммунальных услугах вводит равную ответственность сторон договора: потребителя — за своевременную оплату, исполнителя — за наличие услуги и ее качество.

Первые и самые громкие реакции на принятие нового закона о жилищно-коммунальных услугах касались введения пени и права несанкционированного доступа в квартиру без хозяина в случае аварии.

Эту "зраду" вынесли на поверхность те, кто не привык читать текст до конца, но может обсуждать то, что не понимает.

Страшилки живут в памяти гораздо дольше, оставляя за кадром главный плюс закона: потребитель впервые становится участником рынка наравне с поставщиками услуг.

Однако давайте разберемся с пеней. Ее взыскание с должника давно было предусмотрено действующими подзаконными актами.

Точный ее размер не указывался, но если в договоре между потребителем и исполнителем услуги не было уточнений, то пеня могла рассчитываться в размере двойной учетной ставки НБУ, действующей в период расчетов.

По новому закону пеня вводится в фиксированном размере — не более 0,01% за день просрочки платежа. За год набегает максимум 3,65% от суммы долга. В целом сумма пени не может превышать 100% от долга.

Как юрист скажу, что эта норма вообще не несет юридической нагрузки, потому что за три года — срок исковой давности — максимальный размер пени, которую могут насчитать потребителю, составит не более 10,95%.

Ее начисление начинается с первого рабочего дня, последующего за последним днем предельного срока внесения платы за коммунальные услуги.

Теперь посчитаем размер пени при условном долге 1 тыс грн за период, например, с 1 января 2016 года по 1 ноября 2017 года — 670 дней просроченного платежа. Раньше с учетом двойной учетной ставки НБУ, от 12,5% до 22%, должны были начислить 574 грн пени, теперь — 67 грн. Что выгодней? "Перемога"!

Давайте будем реалистами и напомним потребителю, что статью 625 Гражданского кодекса никто не отменял. Кроме пени, с него могут взыскивать еще индекс инфляция и 3% годовых от просроченного платежа. Если брать указанные выше условия и период, то это еще плюс 270 грн.

Вишенка на тортик: если исполнитель услуги подаст в суд на потребителя и выиграет его, то последний должен компенсировать истцу судебный сбор.

Здесь ставки тоже немалые: 1,5% от цены иска, но не менее одного прожиточного минимума (1 600 грн), или в случае популярного нынче приказного производства — 0,5 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (800 грн).

То есть, проиграв суд, потребитель при том же условном долге 1 тыс грн суммарно заплатит около 2-3 тыс грн, а если решит подавать апелляцию, то должен потратить еще 110% от ставки, то есть 1 760 грн или 880 грн.

Так что пеня 0,01% — это наименьшая "зрада" в жизни клиента коммунальных служб. Тем более с оговорками, что она не начисляется в случае задолженности государства по льготам и субсидиям и при подтвержденных долгах по зарплате.

Зато исполнитель коммунальной услуги или управитель вскоре будет обязан самостоятельно пересчитывать стоимость услуги за весь период, когда она не предоставлялась или предоставлялась некачественно (статья 26 нового закона). Ключевое здесь — самостоятельно, то есть не дожидаясь обращения клиента.

Более того, в таком случае исполнитель обязан оплатить потребителю неустойку — штраф или пеню — в порядке, определенном законом или договором.

Однако ни в случае с долгом потребителя, ни в случае с неустойкой исполнителя пеня не будет взыскиваться сама по себе. Для этого нужно обращаться в суд и доказывать факт долга или некачественного предоставления услуги. Здесь огромную роль сыграют не только ставки сборов, но и осведомленность потребителей и доступ к правосудию.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
законодательство ЖКХ