Украинская правда

Влада знизить податок для 350 тисяч водіїв та кур’єрів

15 октября парламентский Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, после всестороннего обсуждения с представителями бизнеса (Uber, Bolt, Uklon, Glovo, OLX и др.) и экспертного сообщества, Министерством финансов, НБУ и другими ведомствами, поддержал законопроект о внедрении международного автоматического обмена информацией о доходах, полученных через цифровые платформы.

Какие преимущества от принятия закона? Для граждан:

  • Ставку налога на доход физического лица, получающего доходы через цифровые платформы, уменьшат с 18% до 5%.
  • Регистрировать ФЛП необязательно. Доходы, полученные физлицом через платформы, будут считаться законными. Все, кто уже зарегистрирован как ФЛП, и в дальнейшем беспрепятственно будут зарабатывать на платформах, без изменений.
  • Начисление и списание налога на доходы физлица и подача отчетности происходит автоматически – благодаря готовности цифровых платформ выступить в роли налогового агента.

Преимущества для государства:

  • Экономический эффект от предложенной реформы, по ориентировочным подсчетам Министерства финансов, составит около 7 млрд грн. Учитывая постоянное развитие гиг-экономики, это только начало.
  • Учитывая потребность в средствах для поддержки обороны, законопроект имеет важное стратегическое значение.
  • Благодаря цифровизации, разумной (сниженной) ставке налога и солидарности со стороны ответственных платформ, создан механизм автоматизации уплаты такого налога.

Например, нидерландская Uber B.V. не является резидентом Украины и даже не имеет здесь своего представительства. Однако с самого начала внедрения "гугл-налога" платит 20% НДС с дохода. По требованиям законопроекта, Uber возьмет на себя дополнительную финансово-административную ответственность – осуществлять все налоговые расчеты и представление отчетности вместо лиц, получивших через ее платформу доходы. То есть, становится налоговым агентом.

Государству не нужно будет "бегать за курьерами", чтобы заставлять их платить налог, ни выделять средства на создание сложных систем. Все расходы на разработку цифрового решения по автоматизации учета, уплаты, интеграции и отчетности по налоговым данным Uber, Bolt, Glovo и Uklon возьмут на себя.

Преимущества для общества:

  • В условиях активных военных действий многие граждане испытывают нехватку средств из-за отсутствия работы или по другим причинам, даже в крупных городах. Возможность получать заказы на свои услуги через платформы в значительной степени решает проблему безработицы.
  • Военные, завершившие службу во время или после войны, будут остро ощущать необходимость вернуться к общественной, профессиональной деятельности, позволяющей сразу зарабатывать средства, чтобы удовлетворить базовые потребности. Цифровые платформы помогут ускорить, упростить и облегчить этот процесс.

Масштаб инновации

Только на четырех платформах – Uber, Bolt, Uklon, Glovo – доходы получает около 350 тысяч водителей и курьеров. На одном только сервисе Kabanchik – более 100 тысяч специалистов, предоставляющих индивидуальные услуги. Если учесть подобные онлайн -сервисы, то получим около 500 тысяч человек.

В то же время гиг-экономика (подработки, дополнительная или сезонная работа онлайн) не ограничивается только услугами. Речь идет также и о товарах. В таком случае показатели могут многих удивить.

Одной из лидеров онлайн-площадок в Украине является OLX, размещающая более 10 млн активных объявлений (более 3 млн ежемесячно) с ежегодным объемом продаж более 1 млрд долл. (по данным самой платформы).

Проконтролировать доходность всех лиц, размещающих объявления онлайн, конечно, невозможно. Однако, благодаря нововведению – безналичного сервиса "OLX Доставка" (через OLX Pay/NovaPay) можно отследить все транзакции, ведь фиксируются данные о сумме, дате, плательщике и получателе платежа. В рамках этого сервиса лица, получающие доходы через OLX-доставку, автоматически будут платить налог 5% плюс военный сбор.

Очевидно, масштаб реформы существенно превосходит 350 тысяч водителей и курьеров. С учетом товарных и подобных платформ (занимающихся, например, арендой движимого и недвижимого имущества, включая жилую и нежилую недвижимость, парковочных мест и т.д.), он варьируется от 1 до 10 миллионов человек. По разным оценкам, речь идет о 2 млн человек, так или иначе получающих доходы через цифровые платформы, и поступления в госбюджет – 2-10 млрд грн уже в первые годы реформы.

Точный экономический эффект инициативы законопроекта сможем определить только после получения фактических данных, начиная с первого года ее имплементации.

Обмен налоговыми данными со странами OECD

Сквозной нитью законопроекта проходит директива Евросоюза, известная как DAC7 – по обмену налоговыми данными между странами - членами ЕС. Украина пока не входит в Европейский Союз, однако сотрудничает с OECD (Организацией экономического сотрудничества и развития), в которую входят 38 стран, 22 из которых являются членами ЕС. Большинство стран-участниц OECD подписались на обмен налоговыми данными.

Идея заключается в недопущении двойного налогообложения граждан благодаря обмену данными между странами. Например, гражданин Испании, по имени Антонио Гарсия, работает водителем Uber в Нидерландах. В таком случае между налоговыми службами Нидерландов и Испании происходит обмен налоговыми данными, и на родине Антонио не придется платить налог, который уже уплачен в Нидерландах.

Отныне Украина де-юре присоединится к соблюдению требований этой директивы, что обеспечит интеграцию и гармонизацию украинского законодательства с нормами ЕС.

Курс на интеграцию законодательства с ЕС также важен для плодотворных взаимоотношений с МВФ и усилением позиции Украины во внешнеэкономической деятельности.

Исключения

Из разновидностей платформ, которые будут подпадать под действие нового закона, исключены крупные сети отелей. По определению, это "организации, которые с помощью платформы осуществили более 2000 операций по предоставлению в аренду недвижимости по одной единице объявления".

Так же для тех, кто продает товары (например, б/у – через ОЛХ), установлен лимит в размере 96 тыс. грн (12 минимальных зарплат) в год, который не облагается налогом. Продолжается дискуссия об унификации размера лимита с аналогичным законодательством ЕС с эквивалентом 2000 евро.

Платформами также не будут считаться правительственные структуры или организации с акциями на рынках ценных бумаг.

Что дальше

Две ветви власти (законодательная – в лице Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, а также исполнительная – в лице Министерства финансов, которое, собственно, инициировало законопроект) вместе с коллегами из разных политических фракций и госорганов предварительно пришли к консенсусу о необходимости поддержать документ.

Это позволит впервые в истории Украины создать юридическую плоскость для деятельности и налогообложения цифровых платформ и лиц, получающих через них доходы. Принципиальным его аспектом является инновационность, автоматизация уплаты налога и гармонизация с нормами ЕС.

Учитывая необходимость в реинтеграции ветеранов и преодолении безработицы, законопроект будет иметь мощный социальный эффект. Ведь, благодаря цифровым возможностям платформ, граждане смогут законно получать доходы без необходимости регистрироваться ФЛП.

Бюджет, по предварительным оценкам Министерства финансов, уже в ближайшей перспективе получит около 14 млрд грн, 7 млрд грн – в виде налоговых поступлений, столько же – в виде военного сбора, что важно для обороны страны.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
налоги законодательство