У чиновников завышенные ожидания относительно концессии терминала в Черноморске – ассоциация

Ожидания, что в случае передачи в концессию контейнерный терминал в порту Черноморск впоследствии обеспечит дополнительные 500 тыс. TEU в год – слишком оптимистичны.
Такое мнение в колонке для "Экономической правды" высказал президент Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко.
В 2024 году украинские порты обработали 129 тыс. TEU при том, что их совокупная мощность составляет более 3,5 млн TEU, то есть загрузка – менее 4%.
"Для сравнения, в 2021 году контейнерооборот составил 1,022 млн TEU. В этом контексте обещание дополнительных 500 тыс. TEU выглядит слишком оптимистично, если не сказать – предположением", – отмечает он.
В апреле 2025 года на международной конференции в Варшаве Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры представило проект концессии, охватывающий два терминала – контейнерный и универсальный.
Их заявленная перерабатывающая способность – до 760 тыс. TEU (двадцатифутовый эквивалент) и более 5 млн тонн грузов ежегодно.
"В отчете первого заместителя министра развития общин и территорий Елены Шкрум отмечалось, что проект дополняет "Украинский транспортный коридор" и должен повысить эффективность таможни и доверие к Украине. Позже, в августе, цифры уменьшились до 500 тыс. TEU", – обращает внимание Берестенко.
Объем 500 тыс. TEU существенно превышает текущие объемы всей страны. Даже если бы Черноморск перетянул на себя весь имеющийся контейнерооборот – он бы не достиг этой цифры, утверждает президент ассоциации.
Передача в концессию первого и контейнерного терминалов ГП "Морской торговый порт Черноморск" презентована как крупнейший инвестиционный проект в портовой сфере за всю историю независимости.
Однако, он вызывает как ожидания, так и многочисленные вопросы, отмечает Берестенко.
В прошлом году госпредприятие "Черноморск" продемонстрировало прибыльность: доход – 1,9 млрд грн, чистая прибыль – 760 млн грн, активы – 2,5 млрд грн, количество работников – 1131.
"Эти цифры вызывают вопрос: действительно ли предприятие нуждается в передаче в управление, если демонстрирует финансовую устойчивость?", – пишет Берестенко.
Он напоминает, что изначально речь шла об открытом конкурсе. Впоследствии была выбрана процедура конкурентного диалога, которая предусматривает диалог с потенциальными участниками, когда заказчик сам не до конца понимает параметры сделки.
"Но является ли такая неопределенность обоснованной после двух раундов презентаций с 20 и затем 40 заинтересованными компаниями?", – спрашивает автор публикации.
"Учитывая риски, возможно рассмотреть вариант пилотного соглашения на ограниченный срок или на часть активов – с четкими KPI и механизмом пересмотра условий", – предлагает он.
Берестенко также выразил надежду, что проект станет "именно тем кейсом, который будет иметь не только красивую презентацию, но и реальные результаты" в цифрах, контрактах, инвестициях и грузопотоках.
Напомним:
Вице-премьер Алексей Кулеба подписал приказ о создании конкурсной комиссии для определения победителя в конкурсе на концессию двух терминалов в Черноморском морском порту.
Кабинет министров Украины в проекте Программы действий правительства анонсировал объявление концессионного конкурса по двум терминалам в морском порту Черноморск, один из которых – контейнерный.
До 30 декабря 2025 года планируется объявить концессионный конкурс по 40 контейнерному и первому терминалу в морском порту Черноморск и принять решение о целесообразности проекта концессии паромного комплекса.
Как сообщалось, Украина на инвестиционной конференции в Варшаве представила проект концессии порта Черноморск - одного из самых стратегических морских хабов страны.
О подготовке к передаче трех терминалов порта "Черноморск" в концессию правительство заявило в 2023 году. "Концессия – это понятный механизм для международных инвесторов, а потому рассчитываем на широкую географию портовых операторов", – заявил вице-премьер - министр по восстановлению Александр Кубраков.