Ночные пассажирские перевозки в Киеве: почему легализация - вопрос экономики, а не только комфорта
Легальные ночные перевозчики в столице гарантируют городу прозрачность, контроль и доступ к критически важным услугам.
Киев - как и Нью-Йорк: город, который никогда не спит. Комендантский час, введенный во время войны, немного внес свои коррективы. Сложно спорить с его важностью. Ограничение на передвижение граждан в ночное время выполняет важные функции - это безопасность для жителей из-за повышенного риска попасть под обстрелы, и контроль стратегических объектов и защита их от диверсий, и поддержка деятельности силовых и тыловых служб.
Поэтому с заходом солнца жизнь в столице продолжается, но во время войны ночные поездки - это не только об индивидуальном комфорте. Скорее, речь идет о иногда жизненно важных вещах для киевлян или гостей города: доехать срочно в больницу или ветеринарную клинику, вернуться с вокзала с транзитного ночного поезда, подвезти волонтера с важным грузом, или срочно попасть в ночную аптеку.
В прошлом году в ноябре во Львове при поддержке Львовской областной военной администрации и городского совета Uklon и Bolt внедрили возможность легальной работы райдхейлинга в комендантский час.
Спрос на такую услугу немалый: с тех пор во Львове водителями-партнерами Uklon было выполнено 250 тыс. ночных заказов. Анализ маршрутов показал, что самыми популярными были заказы с точкой высадки на железнодорожном вокзале (более 10% всех поездок).
Кроме того, было выполнено почти 2 тыс. поездок в медицинские учреждения, ветеринарные клиники и аптеки. Тогда из них около 1700 это были именно больницы. А значит, возможно, речь идет о чьей-то сохраненной жизни или здоровье.
Это подтверждает: службы райдхейлинга нужны и ночью, ведь у горожан регулярно возникают неотложные запросы в связи со здоровьем, графиком движения ночных поездов, особенностью индивидуального рабочего графика или из-за других важных потребностей.
Природа не любит пустоты, гласит английская пословица. А украинский рынок подтверждает ее привычным способом: рынок ночных такси в Киеве и многих других городах заполнили нелегальные перевозчики. Уверен, некоторые из вас даже пользовались их услугами - просто потому, что не было выбора.
Стоит ли объяснять, почему "серый" рынок перевозок - это плохо? Перечислю лишь несколько аргументов.
Завышенные цены. Это классика: искусственно созданный дефицит предложения и привилегированный доступ на рынок приводит к заоблачным скачкам цен. Расследование журналистов Bihus Info показало, что ночью в Киеве стоимость поездок вырастает в десять раз по сравнению с обычными дневными тарифами.
Наш опыт во Львове свидетельствует, что цена на ночные поездки с Uklon лишь на 20% превышала среднюю дневную стоимость на то же расстояние и составила около 220 грн. При этом 91% всех заказов не стоили дороже 350 грн. А единичные заказы, которые стоили более 2 тыс. грн были поездками от 20 до 60 км длиной, или же вообще выполнялись в области, и цену при этом определял непосредственно пользователь сервиса.
Риски безопасности. Техническое состояние авто, квалификация водителя, его ответственность в случае какого-либо инцидента - тайна, окутанная тьмой. Не говоря уже о том, что большинство водителей таких такси таки нарушают закон, и чем закончится ваша ночная поездка при встрече с блокпостом или полицией - сюжет с открытым финалом.
Замечу, с момента разрешения работы в комендантский час во Львове у нас не было никаких инцидентов, связанных с тем, что водители-партнеры нарушали правила работы сервиса или работали без официальных пропусков.
Потери экономики. Сервис, который работает "в тени", не платит налогов, не создает рабочие места, деньги остаются вне бюджета города. Это средства, которые могли бы пойти на развитие инфраструктуры или нужды армии, но они оседают в карманах нелегальных игроков. Легализация же означает не только налоговые поступления, но и формирование прозрачной конкуренции, а также стабильные инвестиции в сервис. Там, где есть правила и контроль, деньги работают на общество, а не против него.
Uklon предлагает простое решение, которое уже было успешно опробовано во Львове вместе с другими международными компаниями - официально разрешить "белым" сервисам райдхейлинга работать в комендантский час. Тем более, что такое решение поддерживают жители города - соответствующую петицию на сайте КГГА подписали уже более 2000 человек.
Более того, недавно компании Bolt, Uber и Uklon уже направили совместное письмо руководителям КГГА, КГВА и Нацполиции о том, что все эти компании открыты к диалогу и эффективному сотрудничеству, с учетом всех важных факторов. Мы готовы возобновить предоставление легального и прозрачного сервиса перевозок в столице ночью для горожан и гостей Киева.
Столица не должна жить по законам "серого" рынка. Легальные поездки по городу в комендантский час - это не привилегия, а цивилизованное урегулирование фактически существующего положения дел. Сегодня выигрывают нелегалы, а проигрывают и люди, и город. Но опыт работы Uklon во Львове доказал: ночные поездки по городу могут быть законными, прозрачными и безопасными. Пришло время вернуть эту доступность и доверие и киевлянам и гостям столицы.
