Море ответственности
Как международное право регулирует столкновение судов и почему это важно для украинского бизнеса.
На суше дорожное движение регулируют знаки и национальные правила. В море - международные конвенции. На воде тоже возможны аварии, которые приводят к миллионным потерям, арестам судов, остановке логистических цепей, арбитражным или судебным спорам.
Несмотря на войну, Украина остается морской державой. Тысячи тонн зерна ежедневно выходят из портов Одесской области, сотни судов курсируют в рамках временного коридора. В таких условиях риск столкновения возрастает. Кто отвечает за такие инциденты, какие международные правила работают и как не оказаться в юридически уязвимой позиции?
Морские "правила дорожного движения"
Основным документом, регулирующим избежание столкновений судов в море, являются Международные правила предотвращения столкновения судов на море от 1972 года (COLREGs). Они обязывают суда соблюдать правила маневрирования, огней и сигналов и главное - действовать так, чтобы избежать столкновения при любых условиях.
Если произошло столкновение, ответственными могут признать обе стороны. "Менее виновное" судно может быть наказано за недостаточные усилия для избежания инцидента.
Право на компенсацию и обязанность по ее выплате
Юридический фундамент для разрешения споров формируют "Международная конвенция для унификации некоторых правил относительно столкновения судов" от 1910 года, "Конвенция ООН по морскому праву" от 1982 года, право государства флага судна (юрисдикция государства, под флагом которого ходит судно), право государства, где рассматривается иск.
Согласно им, виновная сторона должна возместить ущерб судну (ремонт), потерю груза, ущерб окружающей среде, жизни и здоровью экипажа. В случае совместной вины каждая сторона несет ответственность пропорционально своей вине.
Украинский бизнес в рисковой зоне
Компании, которые экспортируют продукцию морем, часто не имеют прямого влияния на действия экипажа или судовладельца. Однако юридические последствия могут коснуться именно фрахтователя или владельца груза, если судно задержано вследствие столкновения, груз поврежден или утрачен, возникают претензии от третьих сторон.
Более того, существует процессуальный институт ареста судна как временная мера пресечения. Такие ситуации уже случались, они могут остановить бизнес-процесс на месяцы.
Война - это не форс-мажор в море
Несмотря на войну, действие международных морских конвенций не останавливается. Суда обязаны избегать столкновений при любых условиях, включая ограниченную видимость, риски в зоне боев или отключения навигационных систем. "Международная конвенция для унификации некоторых правил относительно столкновения судов" устанавливает, что виновник столкновения несет ответственность даже в условиях непредвиденных обстоятельств, если доказано, что были нарушения обязанности избежания столкновения.
К тому же, в морском праве отсутствует универсальное определение форс-мажора. Международные арбитражи оценивают, мог ли экипаж реально избежать столкновения и были ли соблюдены минимальные стандарты безопасности. Если окажется, что судно действовало небрежно, пребывание в зоне боевых действий не спасет от ответственности.
Это критично для украинского бизнеса, работающего через временный коридор или доставляющего товары морем. Многие контракты содержат стандартные положения о форс-мажоре, но в морском праве такие условия обычно толкуются узко.
Что делать бизнесу
Речь идет прежде всего о чартерных контрактах (договорах фрахтования), которые заключаются между грузовладельцем (или фрахтователем) и судовладельцем. Именно в этих контрактах закладываются ключевые положения об ответственности в случае столкновения, порядке страхового покрытия, процедурах действий в чрезвычайных ситуациях и форс-мажоре. Условия контракта купли-продажи товара обычно не регулируют эти моменты напрямую, но могут содержать ссылку на условия чартера.
Проверяйте контракты: условия и юрисдикцию.
- Кто отвечает за ущерб в случае столкновения?
- Какое право применяется? Где будет рассматриваться спор?
- Есть ли в контракте исключения, освобождающие от ответственности?
- Включайте четкие положения об ответственности в случае столкновения.
- Не полагайтесь только на условие о форс-мажоре, это не всегда защита.
Проверяйте страховое покрытие груза и ответственности.
- Покрывает ли полис не только физический ущерб судну, но и ответственность перед третьими лицами?
- Действует ли полис в зоне боев или повышенного риска?
Исследуйте репутацию судовладельца или оператора.
- Имеет ли компания историю столкновений, арестов или споров?
- Есть ли подтверждение наличия действующего класса и сертификатов?
Записывайте документы.
- Все переговоры, инструкции и согласования должны быть задокументированы.
- Электронная переписка - это тоже доказательство.
Собирайте доказательства сразу после инцидента.
- Требуйте AIS-записи (данные автоматической идентификационной системы судна: GPS-треки по курсу, скорости, позиции).
- Делайте фото- и видеофиксацию (футаж), записывайте навигационную информацию.
- Выясните, кто является контактным лицом судовладельца, именно оно обычно хранит и предоставляет AIS-записи, видеофиксацию и другую информацию.
- Требовать эти данные можно и от другого судна, но это часто можно сделать только в рамках юридической процедуры, особенно если стороны не имеют прямого контракта.
- После столкновения владельцы грузов на обоих судах могут иметь претензии друг к другу или к третьим сторонам. Иногда они оказываются по разные стороны одного процесса, особенно если их грузы повреждены или задержаны.
- Фиксируйте все: от переговоров до технических данных, даже если пока не планируете обращаться в арбитраж или суд. Это может стать ключом к защите.
- Чем быстрее зафиксируете факты, тем легче будет отстоять свою позицию.
Столкновение судов - это не только вопрос безопасности на море, но и серьезный юридический риск для бизнеса. Понимание правил и своевременная подготовка помогают минимизировать потери и сохранить репутацию компании. Это особенно актуально для украинского бизнеса, который работает в условиях повышенных рисков.