Размер не главное: почему минимаркеты захватывают города Украины

В 2025 году в украинском сегменте ритейла кратно увеличилось количество магазинов формата "у дома". В то же время другой крупный сегмент ритейла – гипермаркеты – стагнирует. С чем это связано?
Украинский ритейл "уменьшается": сети магазинов "у дома" массово открывают новые точки, увеличивают выручку и забирают часть покупателей у крупных супермаркетов и гипермаркетов.
Парадокс в том, что "малый формат" разрастается даже тогда, когда у "большого" ниже цена: дорога, время и привычка берут свое. В этой логике гипермаркет – это уже не "первый выбор", а "план Б".
Приведет ли "минибум" к исчезновению гипермаркетов с карт украинских городов?
О чем говорят цифры
Украинская розница в 2025 году растет, но этот рост имеет два "лица". Номинально все выглядит оптимистично: за первое полугодие товарооборот всего ритейла (не только продовольственного) подскочил примерно на 17% – до 936,6 млрд грн по сравнению с 800,2 млрд грн за аналогичный период прошлого года.
Но если снять "инфляционную пену", реальная динамика роста скромнее – около 2,7%. То есть рынок не столько "взрывается", сколько осторожно растет, учитывая аппетиты потребителя.
Параллельно продолжается другая тенденция – концентрация. Львиную долю продаж все еще держат 15 крупнейших ритейлеров, которые по итогам первого полугодия года сделали 369,4 млрд грн оборота, что составляет 39% рынка.
Самое интересное сейчас происходит в малых форматах. По данным Ассоциации ритейлеров Украины, минимаркеты (площадью до 150 квадратных метров) растут сразу по трем осям: товарооборот, количество транзакций и количество точек.
"Если сравнивать 2024-й к 2023 году количество новых магазинов в таких форматах выросло на 19%. А в период август 2024 года – август 2025 года минимаркеты стали "чемпионами" по количеству запусков", – рассказали ЭП в Ассоциации ритейлеров Украины.
Лидер по открытиям – сеть "Сими". За 2025 год она пополнилась 109 магазинами и в целом имеет уже около 400 точек. Суббренд известной сети Novus "Ми маркет" добавил 34 магазина, дорос до 51 точки и планирует ежегодно открывать по 60-70 магазинов.
По выручке в первом полугодии 2025 года лидерами среди минимаркетов стали "Сими" (3,4 млрд грн), "Коло" (1,6 млрд грн) и "Делви" (1,25 млрд грн). По темпам роста доходов картина еще более показательна: за январь-июнь этого года "Мясомаркет" вырос на 62,4%, "Бодрый" – на 57%, "Сими" – на 51%. За отчетный период самые популярные сети в среднем прибавили 30-60%.
На этом фоне большие форматы выглядят "тяжелее на подъем". Гипер- и супермаркеты площадью более 1500 квадратных метров развиваются медленно, что обусловлено дорогостоящим запуском и содержанием больших помещений. Результаты за год разные и не всегда "про рост".
Например, сеть METRO в январе-июне 2025 года получила около 15,5 млрд грн выручки, за январь-сентябрь – 24,04 млрд грн, но сработала за этот период с убытком 0,3 млрд грн.
Auchan тоже скорее стоит на месте с выручкой в 4,9 млрд грн, что лишь на 1% больше, чем в прошлом году. По итогам 2024 года французская сеть имела около 10,2 млрд грн выручки и убыток в 600 млн грн.
В результате малые форматы растут в течение двух лет, а конкуренты с "гиперразмерами" стагнируют. Почему так происходит?
Причины роста и стагнации
Причин диаметрально противоположного развития форматов продуктового ритейла несколько, но все так или иначе касаются большой войны.
Время в украинских городах все чаще измеряется не минутами, а "сигналами" воздушной тревоги. По подсчетам Украинского совета торговых центров, в 2024 году тревоги "съели" 11,4% рабочего времени ТЦ, а средний вынужденный простой из-за них достиг 40 рабочих дней в году.
Для покупателя поездка в гипермаркет в отдаленные районы иногда обрывается тревогой, и быстрая покупка становится квестом с повторными маршрутами и ожиданием. В ноябре 2025 года доля тревог во времени работы ТЦ поднялась до наибольшего значения за время великой войны – 15,1%.
В среднем по Украине с начала большой войны торговые центры не работали 125 рабочих дней из-за воздушных тревог.
На этом фоне минимаркет выигрывает не полкой или скидкой, а расположением. Магазин "под домом" – это короткий поход, меньше времени в пути и меньше шансов оказаться далеко от укрытия.
"В условиях войны, постоянных воздушных тревог и блэкаутов у людей на первое место выходят безопасность, быстрая закупка, обеспечение базовых потребностей на минимальном расстоянии от дома", – говорят в Ассоциации ритейлеров.
Второй удар по крупным форматам – энергетика. Осенью 2025 года отключения вернулись, и доля компаний, для которых перебои с электроэнергией стали препятствием, взлетела с 4% до 19%.
За два года тревоги и перебои со светом сформировали "естественный отбор" в пользу форматов, которые легче и дешевле сделать автономными. Меньшие площади проще запитать генератором, поддерживать температуру в холодильниках и обеспечить персоналом.
Кроме того, в блэкауты магазины с генераторами стали локальной инфраструктурой – не только купить хлеб, но и подзарядить телефон и переждать отключение.
И хотя генераторный киловатт для бизнеса часто в разы дороже сетевого, однако такова цена за доверие и стабильность во времена нестабильности. Когда же отключений нет, эта эмоциональная связь остается и людям привычнее обратиться в магазины "под рукой".
Экономная экономика
Война объясняет, "почему ближе", а деньги объясняют, "почему чаще". В 2025 году инфляция замедляется, но все равно держится на уровнях выше ожидаемых: в ноябре она составила 9,3% в годовом измерении, а продукты и напитки за декабрь-ноябрь прибавили более 10%.
На этом фоне даже при условии роста реальных зарплат (НБУ в октябрьском прогнозе говорил о плюс 6% в 2025 году) люди не "роскошествуют корзиной", а дробят покупки: меньше больших заездов, больше коротких докупов "на сегодня".
Это отражается в платежной статистике. В первом полугодии 2025 года средний чек при оплате картой в магазинах составил 342 грн (+21 грн год к году). То есть масштаб ежедневной транзакции небольшой и именно под это заточен минимаркет.
А теперь главный вопрос: что дороже – гипермаркет или минимаркет? С точки зрения бизнеса, почти всегда гипермаркет, потому что у него в разы выше постоянные расходы. Даже если ставка аренды за квадрат в ТРЦ ниже, площадь делает свое дело. Например, стоимость аренды квадратного метра в больших торговых помещениях ТЦ Киева стоит 17 долл. в месяц.
Аренда недвижимости под гипермаркет площадью 4 тыс. квадратных метров при 15 долл. за квадрат будет стоить 60 тыс. долл. в месяц (плюс дополнительные расходы на охрану, клининг, энергопотребление, персонал). Аренда под минимаркет в жилой застройке в небольшом формате может составлять 18-22 долл. за квадратный метр в месяц, то есть магазин на 120 квадратов обойдется в 2400 долл. в месяц.
На полке большой формат часто может дать более низкую цену благодаря масштабу и промо, но в 2025 году решение все чаще принимается на основании расчета "полной стоимости покупки": дорога, время, риск прерванной поездки, плюс то, что средняя транзакция по размеру небольшая.
При среднем чеке в 342 грн экономия "на процентах" в гипермаркете не перекрывает расходы на поездку, поэтому минимаркет выигрывает экономией времени и минимизацией лишних расходов, даже если не всегда выигрывает "чистым" ценником.
Гипермаркеты умрут?
Выглядит, будто минимаркеты "отгрызают" долю рынка у гипермаркетов. Действительно, украинский ритейл сейчас заметно "съезжает" в сторону магазинов у дома. Но парадокс в том, что на "удобных форматах" рынок не держится – он на них ускоряется. Костяк оборота и продовольственной инфраструктуры все еще формируют более крупные игроки.
Гипермаркеты тем временем адаптируются портфелем и каналами продаж. Показателен кейс – Auchan. Сеть закрыла несколько гипермаркетов в регионах (Запорожье, Кривой Рог, впоследствии Черновцы), но это не означало "выход из города", потому что компания продолжила онлайн-присутствие и параллельно тестирует другие форматы вроде outlet и pick-up. То есть, ставку делают на гибкость.
Логично предположить, что на горизонте 3-5 лет доля малых форматов в транзакциях и ежедневных покупках будет расти, потому что именно они лучше всего закрывают спрос на "быстро и рядом" и проще всего масштабируются.
В то же время большие супермаркеты и гипермаркеты останутся базовой инфраструктурой для больших закупок, широкого ассортимента и экономии на логистике и закупках. Малый формат забирает ежедневную привычку, большой – держит систему.