Украинская правда

Как изменить представление о людях с инвалидностью

Игнорирование инклюзивного рынка труда приведет к повышению пенсионного возраста.

Украина достигла рекордного уровня занятости среди людей с инвалидностью: за два года численность нанятых выросла на 14%. Звучит интригующе, но на самом деле ситуация диаметрально противоположная. Работу имеют 18% людей с инвалидностью трудоспособного возраста и это один из самых низких показателей в Европе.

Анализируя ситуацию на рынке труда, мы понимаем, что без сотен тысяч работников с инвалидностью дефицит на рынке труда не преодолеть. Мы понимаем, что наряду с женщинами, пенсионерами и молодежью люди с инвалидностью - одна из наиболее перспективных групп для преодоления дефицита на рынке труда.

Через несколько лет Украина станет перед выбором: максимально давать работу своим гражданам или приглашать иностранцев. Мы убеждены, что решение открыть страну для работников из Азии или Африки с низкой квалификацией преждевременно.

Именно поэтому громко провалилась первая попытка привлечь работников, родная страна которых находится за 6 тыс. км от Украины. Понятно, что для многих из них приезд на заработки в Украину - путешествие в один конец и за ними приедут их семьи.

Хотим ли мы этого? Выход для Украины - использовать весь доступный трудовой потенциал, в частности труд людей с инвалидностью трудоспособного возраста. Из не менее 2 млн людей этой группы официально работают чуть менее 500 тыс.

Вторая важная причина необходимости привлечения на рынок труда людей с инвалидностью очень непопулярна. Это дефицит средств Пенсионного фонда, необходимость повышения пенсионного возраста и сокращения социальных льгот.

Один работник на одного пенсионера - экономически убыточная ситуация для солидарной системы пенсионного обеспечения. Она ведет либо к сокращению размера пенсий, либо к кардинальному повышению единого социального взноса.

В Пенсионный фонд поступает меньше взносов, чем нужно выплатить средств в солидарной системе. В 2024 году Пенсионный фонд выплатил 821,5 млрд грн, 33% из них, 274,7 млрд грн, поступили из государственного бюджета.

Госбюджет финансирует фонд частично из внешних заимствований. Наши иностранные партнеры уже 14 лет предлагают найти баланс путем повышения пенсионного возраста и сокращения социальных расходов. Главный аргумент иностранных партнеров: они в условиях дефицита сокращают расходы, а Украина, наоборот, просит о финансовой помощи, не меняя подходы к социальной политике.

Дефицит на рынке труда, усиление дисбаланса в Пенсионном фонде и угроза сокращения международной помощи - три причины, по которым Украина должна создать условия и стимулы для занятости в частности людей с инвалидностью. Рынок труда должен стать инклюзивным и открытым для всех желающих работать официально.

Такая же задача стоит перед правительством Великобритании, которое ищет пути для сокращения социальных выплат для людей с инвалидностью. Объем этих выплат к 2030 году достигнет 100 млрд фунтов стерлингов, что превысит оборонный бюджет страны.

Вскоре британское правительство представит программу реформирования системы поддержки людей с инвалидностью. Один из шагов - сокращение льгот и выплат. Процесс болезненный, но он позволит привлечь на рынок труда 450 тыс. людей с инвалидностью.

Британцы тщательно изучают опыт Нидерландов, которые достигли рекордного результата: уровень занятости в стране достиг 82,3% и еще 3,2% населения активно ищут работу. Опыт Нидерландов привлекает не только Лондон, но и Брюссель - намерения бельгийского правительства вызвали мощную волну протестов и забастовок.

Если сравнить уровень занятости в Нидерландах (82,3%), в Великобритании (74,95%) и Украине (менее 40%), то вывод будет очевиден. Чем скорее мы начнем реформы, тем менее болезненными будут последствия от бездействия.

Нидерландская модель будет интересна и для Украины. Главный постулат - гораздо легче удержать человека на работе, чем предоставить людям льготы и потом их забирать.

Исследования Организации экономического сотрудничества и развития показывают, что после шестимесячного перерыва в работе люди вообще прекращают работать, вероятность их возвращения на рынок труда стремительно уменьшается. Любая государственная политика, которая пропустит эти первые шесть месяцев, не будет иметь успеха.

Нидерланды обязали работодателя и работника с инвалидностью составить план закрепления последнего на рабочем месте. План может включать смену должности и кардинальное сокращение продолжительности рабочего дня даже до двух часов в день.

Этот подход внедряет Япония в сфере адаптации людей с инвалидностью на рынке труда. Есть случаи, когда продолжительность рабочей недели составляет всего 15 мин.

Если в Нидерландах работник и работодатель не пришли к согласию о привлечении к работе после лечения или реабилитации, то такой работник не получит материальную помощь. Это сильно повлияло на уровень занятости тех, кто имеет инвалидность.

Еще одним стимулом для возвращения на рынок труда людей с инвалидностью является чрезвычайно локализованная система их социальной поддержки. Средства для адаптации "спустили" с национального уровня на уровень общин, которые обеспечивают их необходимым для восстановления трудовой деятельности. Похожая система действует в Норвегии.

Обратная сторона нидерландской системы - большое количество компаний, которые не желают нанимать людей с инвалидностью (77%). Чтобы убедить их в целесообразности использования "скрытых" возможностей, в Амстердаме создают инструменты.

Например, чтобы избежать длинных льготных отпусков для людей с инвалидностью, компании могут сократить продолжительность рабочего дня, что имеет меньшее негативное влияние на бизнес-процессы. В некоторых случаях вводят программы вмешательства в образ жизни, приучая к здоровому питанию и занятиям спортом.

Нидерландская модель стала вызовом для Великобритании, где человеку с инвалидностью предоставляются гарантии и уже потом его пытаются вернуть на рынок труда. Такой подход действует и в Украине и описанные примеры станут вызовом для нас.

Модели Нидерландов и Украины чрезвычайно контрастируют.

Первое отличие - в Нидерландах есть ответственность работодателя и человека с инвалидностью, они вместе должны найти выход в случае невозможности человека работать. У нас действует "простая" формула: или выполняй норматив, или плати штраф.

Второе отличие - так называемый государственный патернализм, когда все социальные расходы идут человеку из Киева, а местные органы или территориальные общины лишены финансовых возможностей для создания инклюзивного пространства в обществе.

В Украине эти расходы возлагают на семью или друзей, поскольку местные общины не могут решить вопрос. Эту пирамиду надо перевернуть и понять, что на 1 470 общин надо не только возложить ответственность, но и предоставить им возможности.

Третье отличие - в Украине трудоустройство людей с инвалидностью является обязанностью бизнеса. Государство до конца 2025 года не будет обязано выполнять норматив по найму таких людей. По крайней мере, за нарушение норматива нет штрафов.

При этом в Южной Корее доля людей с инвалидностью среди чиновников составляет 3,57% против 3,45% в частном секторе. Много таких примеров можно найти в обзорах практик по повышению инклюзивности на рынке труда.

Главное отличие между украинской и британской моделью и нидерландской - в наличии стереотипов в отношении людей с инвалидностью. Наш опыт показывает, что статус часто становится серьезной преградой для выхода людей с инвалидностью на рынок труда и обрекает их на полную экономическую зависимость от государства. Как следствие - в подавляющем большинстве случаев размер их пенсии не превышает 3 тыс. грн в месяц.

Изменение представления о людях с инвалидностью раскроет их потенциал и запустит колоссальные изменения на рынке труда. Возможность людей с инвалидностью иметь достойную работу - это основа для стабильности их семей и общин. Исследования Конфедерации работодателей Украины показывают, что работа для людей с инвалидностью дает им не только экономическую независимость, но и психологическую устойчивость.

Ветеран, который вернулся с фронта с инвалидностью, в интервью проекту "Разом" сказал: "Я хочу быть примером для своего сына. После инвалидности жизнь не заканчивается и нам под силу менять ее к лучшему". Такое открытие могут сделать для себя сотни тысяч безработных людей с инвалидностью и их родственники.

Опрошенные нами HR-директора отметили, что текучесть кадров среди людей с инвалидностью вдвое меньше, чем в среднем на предприятиях. Однако у многих руководителей возникают вопросы о том, как построить здоровые отношения в коллективе, к которому могут присоединиться люди с инвалидностью.

Руководители предприятий или HR-партнеры могут разработать внутренние политики по адаптации работников с инвалидностью и пройти соответствующее обучение. Как это сделать, ответ на этот вопрос готовит Конфедерация работодателей Украины.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Пенсионный фонд рынок труда Великобритания Нидерланды трудоустройство