Вложили 40 тысяч гривен на двоих и завоевали рынок: как айтишники из Львова основали Dodo Socks

Айтивцы-энтузиасты из Львова создали бренд ярких носков, завоевали украинский рынок креативными продуктами и вышли за пределы страны. Как им это удалось?
История компании Dodo Socks напоминает креативный стартап: ее основатели не имели стартового капитала и опыта производства текстиля. До запуска бренда ярких носков Андрей Плясун и Марта Турецкая работали в ИТ и перенесли в новый бизнес подход, типичный для стартап-среды: минимальные вложения, быстрое тестирование продукта, прямые продажи и ставка на узнаваемость, а не на масштаб производства.
Производство носков предприниматели начинали с одного простого продукта, строили вокруг него историю, сообщество и систему ценностей, делали то, что нравится самим, а не ориентировались на маркетинговые стратегии.
Масштабированию дела поспособствовало партнерство с Рубежанской чулочной мануфактурой. В начале большой войны фабрика оказалась под обстрелами, а затем – в оккупации. Тогда Dodo Socks финансово поддержала релокацию производства, помогла с запуском фабрики во Львове и фактически обеспечила ее заказами в первые месяцы работы.
За несколько лет Dodo Socks превратился из эксперимента айтишников в полноценный бренд с узнаваемым стилем, культовыми моделями, стабильной аудиторией и знаковыми коллаборациями. В чем секрет успеха компании?
"У вас такой дизайн депрессивный, а нам говорят – так сделайте свой". Как появились Dodo Socks
В 2014 году, после начала российско--украинской войны, многие отечественные бизнесы искали различные способы помощи армии: организовывали сборы, мероприятия, помогали с необходимыми вещами.
Андрей Плясун и Марта Турецкая тогда работали в ИТ- компании во Львове. Они согласились организовать закупку теплых носков для военнослужащих. "Нашли небольшое производство носков и пошли договариваться с владельцем цеха – Вячеславом", – рассказывает будущая основательница бренда Dodo Socks.
Отшили две партии базовых черных носков. Турецкая озвучила вслух собственные мысли: "Я сказала: дизайны какие-то депрессивные, грустные, неинтересные". Вячеслав ответил: "Приносите свой дизайн – сделаем". С этого все началось", – вспоминала она.
Будущие предприниматели, кроме работы в ІТ, были еще участниками велосообщества, поэтому первые авторские дизайны – с велосипедами – сделали для себя и для друзей. Турецкая нарисовала макет, в цеху связали первые прототипы, дизайн которых всем понравился.

После отшивки партии носков для военнослужащих по собственному дизайну предпринимателям стало понятно: это не разовая история. Нужны название, бирка, айдентика. Так в 2015 году появился бренд Dodo Socks. Летом отшили первую коллекцию, а в ноябре – уже с сайтом и логотипом – официально анонсировали запуск.
Запуск превзошел все ожидания – распродали всю партию из 500 пар носков. "Нам тогда казалось, что это очень много. Планировали в случае неудачи продавать носки на OLX", – вспоминает Турецкая.
Бизнес стартовал с минимальными инвестициями – 40 тыс. грн собственных сбережений. Самой дорогой статьей расходов стала разработка логотипа (около 400 долл.), дизайн, сайт и фото сделали сами. "Первые два года не выводили прибыль. Все, что зарабатывали, реинвестировали в увеличение объемов производства, аренду помещений", – подчеркнул Плясун.
За 11 лет работы бизнесмены ни разу не взяли кредит. В течение почти года от запуска предприниматели продолжали работать в ІТ-компании, чтобы иметь дополнительный источник дохода, "для подстраховки". "Вообще в то время ІТ считалось "золотой коровой". Все друзья нам говорили: "Как так, все хотят в ІТ, а вы уходите из ІТ? Чем вы думаете?", – вспоминал Роман Шупер, который присоединился к команде позже.
Команда сделала ставку на яркий дизайн, доступную цену, экономию на масштабах. Дополнительно сработало сарафанное радио: друзья, знакомые, рекомендации. Также для украинского рынка новым был формат наборов из трех пар.
От маленького цеха во Львове до большой фабрики на Луганщине: как устроено производство
Первым производственным партнером основателей Dodo Socks стал тот самый Вячеслав – владелец небольшого цеха, который согласился работать с малыми тиражами, когда большинство производителей ждали заказов на тысячи пар. "Он нас терпел и учил. Мы пришли из IT – с ноутбуком, без ниток и без экспертизы", – рассказывает Плясун.
Сначала палитра цеха насчитывала всего четыре цвета. Для Dodo Socks этого было мало. Поэтому они сами ездили к поставщикам, искали яркие оттенки, перебирая ящики с нитками на складах.
"Нам фартило: я себе не представляю, чтобы сейчас кто-то пришел к поставщикам и сказал: "Дайте мы порыемся у вас на складе". Думаю, им тогда было весело посмотреть на нас, интересно наблюдать за нашим прогрессом", – вспоминает Шупер.
Сейчас масштаб компании другой: DodoSocks работает по контрактной модели с Рубежанской чулочной фабрикой, которая изготавливает продукцию эксклюзивно под бренд. Сырье заказывают контейнерами, иногда даже красят нити под конкретные оттенки.

Сотрудничество с фабрикой начали еще в 2017-2018 годах, а в 2019 году поехали знакомиться лично: "Увидели, о каких объемах идет речь, поняли, что это классный цех, люди добротно и серьезно относятся к своей работе", – рассказала Турецкая.
Рубежанская чулочная мануфактура основана в 1994 году. До большой войны предприятие работало в Луганской области, имело около 100 вязальных машин и более 160 работников. На фабрике производили носки, колготки и другие чулочные изделия – как под собственными брендами, так и для партнеров.
За несколько дней до 24 февраля 2022 года руководители фабрики выехали из Рубежного на Львовщину в поисках резервного помещения. Больше на фабрику они так и не вернулись. Вывезти оборудование или сырье не удалось. Весной 2022 года Рубежное оккупировали россияне и разрушили саму фабрику.

Фабрике пришлось начинать работу заново, имея 12 млн грн обязательств по кредитам и три контейнера хлопка, которые по счастливому стечению обстоятельств россияне не уничтожили из-за задержки поставки.
Ключевую роль в восстановлении мануфактуры сыграли именно Dodo Socks. Компания не только публично поддержала производителя, но и предоставила беспроцентный заем – 3 млн грн – для закупки оборудования и перезапуска производства во Львове.
К процессу подключились местные власти. "Они взяли нас за ручку и водили везде, показывали помещения", – рассказывает коммерческий директор Рубежанской мануфактуры Ольга Ушакова.
Часть оборудования фабрика закупила за грантовые средства, в частности итальянские (по 26 тыс. евро) и китайские (по 6,5 тыс. долл.) вязальные машины.

Первую продукцию на новом месте фабрика выпустила осенью 2022 года. Сейчас во Львовской области работает около 50 вязальных машин, а вместе с производством релоцировались 17 семей работников из Рубежного. До 90% загрузки фабрики сегодня обеспечивает именно Dodo Socks.
Производство работает в несколько смен круглосуточно. В среднем на изготовление одного носка требуется 4 минуты.
Итальянские машины сразу сшивают носки, а китайские делают заготовку, которую завершает другая специальная машина стоимостью около 12 тыс. евро. Таких в цехе сейчас есть три.

Заказчик предоставляет дизайн, за дело берется технолог фабрики – он подбирает сырье, дает техзадание мастерам, те разрабатывают программу, как будет вязаться каждый участок, из какого сырья и тому подобное. Эти параметры вводят в машину, вяжется первый образец, еще без заданных размеров, потом делают настройку и запускают партию. Готовые носки попадают в формовочный цех, затем – в упаковочный.

Себестоимость одной пары носков составляет 60-100 грн – в зависимости от размера и сырья.
"Ющенко Так" и "Срав пес": самые успешные коллаборации и ассортимент
Ассортимент Dodo Socks не ограничивается просто "яркими" носками. Бренд предлагает базовые модели на каждый день, тематические коллекции, наборы и различные коллаборации, сочетающие дизайн и историю. В 2016 году в продажу запустили белье, ведь на него был запрос от покупателей.
По словам Шупера, продажи товаров имеют сезонность, 70% приходится на период между октябрем и январем, когда много заказов на черную пятницу и перед рождественскими праздниками. Выручка в июне может быть в 10 раз ниже, чем в декабре.
"Мы стараемся добавлять летний сегмент продукции, расширять линейку белья, маек, панам, тапочек. Хотя мы запустили производство треккинговых носков, все равно летом их меньше покупают, потому что меньше носят", – рассказывают владельцы.
Новые дизайны выходят каждые две недели, а в "горячий" сезон – дважды в неделю. Команда работает короткими "спринтами", как в ИТ, и принципиально не мыслит коллекциями. Самый популярный дизайн – носки "Срав пес" (150 грн за пару). Остальные базовые модели в каталоге стоят 150-230 грн за пару.

Бренд предлагает наборы носков – популярный формат для подарков или комплектации стильного гардероба. Набор из трех пар стоит от 450 грн.
Первые коллаборации Dodo Socks делали не по стратегии: предлагали сотрудничество тем, кого любили, вспоминают владельцы бизнеса. Так, первыми были коллаборации с группами Latexfauna и "Хамерман уничтожает вирусы", проектом "Телевидение Торонто".
Модель сотрудничества предусматривает роялти для партнеров. После 2022 года немало коллабораций имели благотворительную цель. Одна из самых громких – с третьим президентом Украины Виктором Ющенко.
"Мы все были на той революции, это была наша юность, и она никогда не забывается. Когда началась полномасштабная война, мы пробовали "коллабиться" со всеми, с кем можно было, чтобы собирать средства. Коллаборация с Ющенко предусматривала сбор средств на школу капитанов от "Вернись живым", – вспоминает Турецкая.
Оранжевая революция, дорогие друзья, между Тимошенко и Януковичем, хаос управления. История Виктора Ющенко
Совладельцы бренда рассказали, что эта коллаборация стала самой популярной для них, ведь Ющенко – контраверсионная фигура в истории Украины, которая вызовет либо хейт, либо восторг.
"Люди заказывали по 10 пар носков "Ющенко Так". В то же время производитель этикетки возмущался, не понимал, как такое можно делать. То есть, украинцы по-разному воспринимают эту коллаборацию", – рассказал Шупер. Стоит такая пара 300 грн, треть средств передают на поддержку Вооруженных Сил.
Сейчас Dodo Socks экспериментирует с керамикой, расширяет линейку одежды и аксессуаров.
Главная стратегия на ближайшие три года – изменение восприятия бренда. "Мы хотим, чтобы Dodo Socks ассоциировался не с мемными подарочными носками, а с качественной базой", – подчеркивает Турецкая. По данным Опендатабот, доход Dodo Socks за три квартала 2025 года составил 64,2 млн грн, чистая прибыль – 11,4 млн грн.
Котики в кимоно и придирчивые покупатели: как Dodo Socks продаются в Японии
До пандемии коронавируса львовский бизнес был представлен в нескольких странах, в частности, в США, Германии, Франции и Саудовской Аравии.
В сентябре 2023 года в Японии проходила промышленная выставка, на которую пригласили владельцев Рубежанской фабрики. Представители мануфактуры не смогли поехать, поэтому передали приглашение Dodo Socks. "Я приехала туда с целым чемоданом цветных носков. А на этой выставке в основном были роботы, кондиционеры, пылесосы, было много "каталожных" стендов. Наш уголок выглядел ярко и привлекал людей", – вспоминает соучредитель бренда. На выставке она познакомилась с местными предпринимателями, им понравилась продукция.
Уже в ноябре того же года первая партия носков приехала в Японию. "Украина была на слуху, японцы хорошо понимают, что такое иметь соседа Россию", – подчеркнула соучредитель бренда.
Сначала японские предприниматели продавали носки на ярмарках и "островках" в других пространствах, например, в книжных магазинах. Недавно они открыли магазин-кафе в окрестностях Токио – The Dodos. Участие украинского бизнеса в этом минимальное, говорят основатели. Они разработали логотип и поставляют носки.
Разница в стоимости носков небольшая, потому что японский покупатель очень любознательный, и перед тем, как что-то купить, проверяет информацию на сайте. "Покупатель зайдет к нам, посмотрит, что носки существенно дешевле и это ударит по репутации, а в Японии репутация – это все", – рассказывает Шупер.
Но есть и другая сторона медали – в японских магазинах украинские носки считаются слишком дешевыми, из-за чего могут показаться "несолидными".
Как-то Dodo Socks пробовали делать носки под японского клиента. И для них все должно быть обоснованным, все должно иметь смысл. Например, кимоно должно быть заправлено только на левый бок.
Такой дизайн – котики в кимоно – и делали украинские предприниматели, долго утверждая каждую деталь. А для второго носка дизайн просто отзеркалили.
"Кто бы мог подумать. Приходит потом к ним партия тех носков, и здесь кимоно заправлено на правую сторону. И это для них катастрофа, потому что в Японии так делают только во время похорон. Впоследствии мы этот дизайн исправили", – вспоминает Турецкая с улыбкой.