Украинская правда

Государство и цены на лекарства

Почему Украине нужна взвешенная модель регулирования.

В 2025 году фармацевтическая отрасль Украины столкнулась с усилением государственного регулирования. В течение нескольких месяцев государство ввело следующие изменения:

  • ограничение торговых наценок (до 8% для дистрибьюторов и до 10-25% для аптек);
  • обязательное декларирование оптовых цен на препараты;
  • референтное ценообразование - ограничение цен на генерики и биосимиляры до 75% от стоимости оригинала;
  • создание национального каталога цен, без включения в который продажа лекарств будет запрещена.

Эти меры призваны снизить стоимость лечения для пациентов, но действенна ли и устойчива ли эта модель и соответствует ли она стандартам Евросоюза?

Цены снижены - рынок замер

В марте производителей обязали "добровольно" снизить цены на самые популярные лекарства. Цены снизились на 20-30%, но дистрибьюторы начали останавливать закупки, аптеки - ограничивать продажи, пациенты - жаловаться на отсутствие препаратов.

Это дестабилизировало рынок. Национальный каталог лекарств формируется, но возникает риск прекращения продаж из-за бюрократических преград и невыгодных условий.

В Украине уже были попытки жесткого вмешательства в ценообразование. В 2009 году ввели постановление №333, которое ограничивало предельные цены на лекарства. Это привело к уменьшению объемов ввоза, дефициту лекарств и распространению фальсификатов.

Как это работает в ЕС

В Евросоюзе государственное регулирование цен ограничено реимбурсацией, когда государство компенсирует расходы на лекарства. В Чехии реимбурсированы более 60% лекарств, в Польше государство покрывает 25-30% расходов, в Венгрии - более 50%. Украина покрывает лишь 14% расходов, то есть основная финансовая нагрузка ложится на пациентов.

Риски новой модели

Исчезновение части лекарств. Из-за невыгодных условий производители могут отказываться от регистрации лекарств или не подавать цены.

Нарушение логистических цепочек. Дистрибьюторы могут приостановить контракты из-за изменений в регуляторной базе.

Рост теневого оборота. Пациенты могут искать лекарства через "серые" каналы, что увеличит риск появления на рынке фальсификатов.

Административная перегруженность. Минздрав может не успевать обрабатывать заявки из-за несовершенства системы, что создаст неопределенность на рынке.

Как сделать лучше

Ограничить регулирование до реимбурсации. Государство должно контролировать только те цены на лекарства, которые оно возмещает. Это логично, справедливо и стабильно.

Расширить программу "Доступные лекарства". Эту инициативу можно масштабировать, особенно для хронических заболеваний.

Стимулировать аптеки, а не наказывать. Фиксированная оплата за каждый отпущенный препарат позволит аптекам сохранить доступность лекарств без потерь.

Обновить модель референтного ценообразования. Цена 75% от оригинала не всегда справедлива, нужна гибкость с учетом себестоимости.

Развивать диалог с бизнесом и экспертами. Регулирование должно учитывать мнения всех сторон: от пациентов до производителей.

Заключение

Реформа цен на лекарства важна, но она требует вдумчивой адаптации к реальным условиям. Регулирование должно базироваться на реимбурсации и эффективном партнерстве между государством, бизнесом и обществом.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Минздрав фармрынок лекарства