Українська правда

Розтягнута лібералізація. Коли українці зможуть інвестувати за кордоном

Розтягнута лібералізація. Коли українці зможуть інвестувати за кордоном
Національний банк

НБУ ухвалив кілька рішень з лібералізації валютного законодавства щодо юридичних та фізичних осіб. Однак істотних послаблень не відбулося: регулятор лиш узаконив те, чим українці вже користувалися. (Рос.)

На прошлой неделе Нацбанк принял несколько постановлений, упрощающих валютное регулирование при проведении государственных и частных закупок.

Сначала он освободил от обязательной продажи поступления в иностранной валюте от нерезидентов, "если эта валюта поступает как денежное обеспечение участия в аукционах, торгах или тендерах, проводимых резидентами".

Также регулятор разрешил банкам покупать валюту по заявкам клиентов, даже если на их счетах уже есть валюта, поступившая от нерезидента как денежное обеспечение для участия в торгах, тендерах или аукционах.

Кроме того, покупать валюту смогут компании, у которых на счетах есть 100 тыс долл. Раньше лимит составлял 25 тыс долл. То есть компания, у которой на депозите было 25 тыс долл, должна была использовать в первую очередь эти средства, а потом уже подавать заявку на покупку валюты.

Сейчас же Нацбанк разрешил юридическим лицам иметь неприкосновенный запас в валюте в размере 100 тыс долл. Эти шаги будут способствовать увеличению продаж продукции украинского производства покупателям-нерезидентам, ведь они облегчат проведение закупок во всех компаниях, считают в НБУ.

Коснулись новые правила и населения. Нацбанк разрешил гражданам Украины инвестировать без получения индивидуальной валютной лицензии средства, которые поступили на их зарубежные счета. "Это отмена лицензий на открытие валютных счетов за границей", — считает исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук.

Украинцам интересна инвестиционная деятельность за рубежом: торговля финансовыми инструментами на биржах, в частности, лондонской и токийской, вложения в инвестиционные или пенсионные фонды, покупка недвижимости.

Зачастую это те инструменты, которых нет в Украине, или за границей они являются более безопасными или финансово более выгодными.

"До последних изменений для совершения этих инвестиций требовалось получение индивидуальной лицензии от регулятора", — напоминает адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз.

Впрочем, в некоторых случаях такие операции украинцы совершали даже без нарушения валютного законодательства. Они инвестировали за границей средства, которые там получали. Это могли быть зарплаты, полученные в наследство деньги, дивиденды от зарубежных компаний, пенсионные накопления.

Иностранным финансовым институциям лицензии украинского регулятора для приема средств от украинцев не требовались, они охотно принимали деньги безо всяких лицензий. Потом украинцы эти средства инвестировали.

"Либерализация валютного регулирования в данном случае свелась к тому, до чего Национальный банк Украины и так не имел доступа", — считает Мороз.

Основная целевая аудитория этой нормы — е-декларанты. В первую очередь те, которые раньше работали за границей. Е-декларанты вынуждены декларировать свои инвестиции в том числе и за пределами Украины.

Как только они это сделают, станут нарушителями, ведь они совершили инвестицию без получения индивидуальной валютной лицензии. Теперь они могут сослаться на норму НБУ, что приобрели эти акции, работая за рубежом.

Желающим инвестировать средства, заработанные в Украине, например, в покупку недвижимости за границей, как и прежде, потребуется лицензия от НБУ. Мороз напоминает, что нынешняя либерализация не отменяет необходимость декларировать получение зарубежных доходов и платить с них налоги.

Это напоминание важно в условиях глобального процесса обмена налоговой информацией, к которому в 2017 году должны подключиться первые 50 стран.

"Украина пока не стала участником системы автоматического обмена налоговой информацией и не будет получать уведомления при совершении зарубежных инвестиций, но почва для этого готовится", — считает Мороз.

В Нацбанке утверждают, что они следуют разработанной дорожной карте: те или иные валютные ограничения будут сниматься при отсутствии кризисных явлений в экономике и достижении Украиной финансовой стабильности.

Уменьшена с 75% до 65% норма продажи валютной выручки, с 90 до 120 дней увеличены сроки для расчета по экспортно-импортным операциям, с трех до одного дня уменьшен срок резервирования гривни для покупки валюты юрлицами. Отменена обязательная продажа валюты, поступившей для инвестирования.

Руководитель проектов и программ департамента открытых рынков НБУ Эмал Бахтари поясняет: на первом этапе регулятор проводит либерализацию операций с текущий счетом и прямыми иностранными инвестициями.

По его словам, при отсутствии кризиса регулятор отменит обязательную продажу валютной выручки, снимет ограничения на покупку валюты населением, упростит лицензирование для получения прямых инвестиций на поддержку экспорта.

На следующем этапе, основанием для которого является финансовая стабилизация, Нацбанк обещает провести либерализацию осуществления портфельных инвестиций и кредитных операций юридических лиц.

Тут можно рассчитывать на хеджирование заимствований в инвалюте, снятие лимитов валютной позиции банков и лимитов на ежедневную покупку валюты.

Банкиры считают такой подход не совсем корректным, а либерализацию — излишне растянутой. "Отсутствие кризисных явлений" — абстрактное понятие. НБУ не озвучил конкретные показатели, которые отражали бы это состояние", — считает казначей одного из банков с иностранным капиталом.

Финансисты полагают, что регулятор излишне перестраховывается. Например, в феврале вступило в силу решение НБУ о повышении дневного размера чистой покупки валюты банками с 0,1% до 0,5% от их регулятивного капитала.

Аналитик группы ICU Михаил Демкив подсчитал: если все банки одновременно захотят выбрать свои лимиты, они смогут выкупить 25-26 млн долл.

Изменить ситуацию мог бы закон "О валюте", который заменит декрет о валютном регулировании от 1993 года. Этот документ банкиры называют финансовым атавизмом: с момента его принятия ситуация в стране и мире кардинально изменилась, а Украина продолжает жить по правилам 1990-х годов.

В НБУ утверждают, что работа над текстом законопроекта уже на финише. "Он будет полностью соответствовать законодательству ЭС", — обещает Бахтари.

Правда, наличие документа не означает его скорое принятие. 23 февраля парламентарии в очередной раз провалили проведение финансового дня.

Они приняли лишь один документ в первом чтении, который упростил слияние банков. Второй, о ломбардной деятельности, приказал долго жить: не хватило даже голосов отправить его на доработку в комитет либо авторам.

Виктория Руденко, журналист FinClub

НБУ інвестиції законодавство інвалюта