У пошуку "мертвих душ". Чому провалилась верифікація соцвиплат
За півроку в системі соціальних виплат знайшли порушень на 1,44 мільярда гривень при плані 5 мільярдів. Це і є реальний ефект від верифікації у 2016 році. Але тільки за версією Мінфіну.(Рос.)
Март 2016 года. Последний месяц работы Натальи Яресько на посту министра финансов.
"Министерство финансов начало системную комплексную верификацию получателей социальных выплат.
Процесс верификации предусматривает исключительно анализ данных, полученных из официальных источников.
Никакого дискомфорта добросовестным гражданам он не доставит, зато позволит выявить тех, кто незаконно получает соцпомощь из бюджета, и сэкономить в казне 5 млрд грн", — заявила Яресько.
Сентябрь 2016 года. Министр финансов Александр Данылюк и премьер-министр Владимир Гройсман представляют проект бюджета на 2017 год в парламенте.
В процессе обсуждения проекта сметы народный депутат Татьяна Острикова, "Самопомощь", задает им вопрос из зала.
"Какой эффект от верификации получателей социальных выплат, от выброса из реестров "мертвых душ" заложен в проект бюджета? Вы сказали, что по этому направлению работает группа, но она работает давно. Что она наработала?".
Ни премьер, ни министр финансов не ответили на этот вопрос.
"Мы не закладывали точный эффект от верификации. Рассчитываем, что основной результат придется на 2016 год, а в 2017 году эффект будет по мере выявления злоумышленников", — объяснил ЭП собеседник из правительства.
Верификацию нельзя провести много раз, добавил он. По его словам, если в 2016 году власти нашли определенное количество нарушителей и прекратили выплаты, то нельзя рассчитывать на аналогичный эффект в 2017 году.
ЭП разбиралась в том, каким на самом деле был процесс верификации и принесет ли он что-либо в казну в 2016 году.
Ставка на мошенников
Верификация социальных расходов задумывалась как один из дополнительных источников доходов в госбюджет. Как уже писала ЭП, смысл ее в том, чтобы проверить всех получателей социальной помощи на предмет добросовестности.
В определенный момент Минфин заявил, что не все реципиенты получают ее на законных основаниях, и это наносит урон государству.
Косвенное доказательство — низкий уровень ошибок в системе социальных выплат Украины в сравнении с другими странами. Если в США он составляет 5,1%, в Ирландии — 7%, в Индии — 53%, то в Украине — всего 0,9%.
Отставание в показателях Минфин объясняет не тем, что в Украине система социальных выплат самая честная и справедливая, а отсутствием адекватных механизмов контроля над ее финансовыми потоками.
План был масштабен: унифицировать информацию о получателях из разных реестров, сопоставить ее, уведомить об этом профильные госструктуры, дабы государство прекратило содержать мошенников.
Сделать это оказалось сложнее, чем предполагалось. Проблемы с ревизией начались на старте и, как известно ЭП, некоторые из них до сих пор не решены.
Во-первых, процесс передачи данных в Минфин оказался длительным, забюрократизированным, а в некоторых случаях — безрезультатным.
Так, по информации источников ЭП, у министерства нет доступа к реестру гражданских дел Минюста, реестру инвалидов и реестру физлиц — льготников Минсоцполитики, реестру избирателей ЦИК, реестру транспортных средств МВД и информации о собственниках паспортов Государственной миграционной службы.
Таким образом, провести полный анализ невозможно. Некоторых баз, например, базы получателей субсидий на коммунальные услуги и списка малообеспеченных семей, нет в принципе, что делает процесс верификации фрагментарным.
На последнем заседании правительство решило создать единую базу данных внутренне-перемещенных лиц. Вести ее будет Минсоцполитики.
В процессе согласования проекта постановления между ведомствами ее решено дополнить сведениями о наличии у кого-либо из членов семьи депозита свыше десятикратного прожиточного минимума, а также данными о наличии у переселенцев жилья вне оккупированных территорий.
Во-вторых, по закону, Минфин не вправе блокировать социальные расходы. Он может только рекомендовать органам, которые принимали решение о назначении тех или иных видов социальных выплат, проверить реципиента.
Адресанты рекомендаций Минфина — территориальные органы Минсоцполитики, Пенсионный фонд и служба занятости. У Минсоцполитики есть свое видение верификации, и на этой почве у двух министерств образовались сложные переговоры об обмене данными и реагировании на аргументы друг друга.
С марта по начало сентября Министерство финансов выдало разным ведомствам рекомендаций по 1,2 млн человек на сумму 19,8 млрд грн.
Львиная доля из общего количества рекомендаций, 44,2%, касается незаконного оформления жилищных субсидий. На втором месте — выплаты по безработице. Удельный вес последних в структуре выданных рекомендаций — 29,3%. На третьем месте — пенсии, 15% выданных рекомендаций касаются именно их.
По количеству выданных рекомендаций | ||
Ведомство | Количество выявленных нарушений, штук | Сумма неправомерных выплат в месяц, млн грн |
Минсоцполитики (субсидии) | 520 987 | 729,8 |
Минсоцполитики (выплаты ВПЛ) | 239 986 | 176,3 |
Госслужба занятости | 235 086 | 484,1 |
Пенсионный фонд | 188 401 | 249 |
Другое (фондсострахования, Минобороны и пр) | 5 914 | 11,8 |
ВСЕГО | 1 190 374 | 1 651 |
Источник: Минфин |
Одна из самых популярных незаконных схем — оформление социальной выплаты по недействительным паспортам и идентификационным кодам. Больше всего таких случаев — в Днепропетровской, Киевской и Харьковской областях.
Количество недействительных документов по всем видам выплат
Если оформление пенсий по недействительным документам встречается по всей Украине, то в случае с помощью переселенцам, субсидиями и выплатами из фонда социального страхования от несчастных случаев картина другая.
Количество недействительных документов — Пенсионный фонд
Чаще всего помощь переселенцам в обход закона оформляется в Донецкой, Луганской и Харьковской областях.
Количество недействительных документов — временно перемещенные лица
С субсидиями больше всего манипуляций в Днепропетровской, Винницкой, Киевской, Волынской и Львовской областях. Схема "оформи субсидию по подложному идентификационному коду" пользуется популярностью в Черновицкой и Полтавской областях.
Количество недействительных документов — субсидии
Лидером по незаконному получению выплат от фонда страхования от несчастных случаев оказалась Днепропетровская область. На втором и третьем местах — Донецкая и Харьковская. На Киевщине и Львовщине такие случаи также нередки.
Количество недействительных документов — Фонд социального страхования от несчастных случаев
Эффект для бюджета: как будто есть, но вроде нет
В теории получается, что эффект от верификации оказался в четыре раза больше, чем планировали. Однако говорить о том, что в 2016 году вместо ожидаемых 5 млрд грн бюджет пополнится почти 20 млрд грн, нельзя.
Для бюджета реальная экономия от верификации возможна только в случае прекращения незаконной выплаты.
"Мы ожидали быстрой реакции на рекомендации со стороны социального блока. До конца года осталось три с половиной месяца, но обратной связи с ведомствами нет", — говорит собеседник издания из министерства.
По его словам, ряд сомнительных реципиентов в некоторых базах исчез. Речь идет о выплатах Пенсионного фонда. "ПФ более активно, нежели другие ведомства, изучает наши рекомендации. Зафиксированы случаи получения пенсий людей, которые умерли в 2006-2008 годах", — говорит источник.
Сложнее проследить происходящее с субсидиями. Поток их оформления постоянный, и даже если некоторые реципиенты исчезают, то появляются новые, которых нужно верифицировать. Так в Минфине объясняют, почему нет заметного сокращения расходов по данному виду выплат.
Несколько месяцев назад Минфин направил данные о подозрительных выплатах в Госфининспекцию. Она проверила 14 081 человека и подтвердила 3 647 — 25,9% — случаев нарушений на 42,7 млн грн.
С конца июля 2016 года эта инспекция трансформируется в Государственную аудиторскую службу, которая подчиняется не Минфину, а Кабмину. Возможностей действовать напрямую через ревизора у министерства поубавилось.
В целом на 1 июля, по данным Минфина, из системы социальных выплат убрано около 80 тыс проблемных мест на 1,44 млрд грн. Это и есть реальный эффект от верификации в 2016 году. Но только по версии Минфина.
"Пускай покажут эти злоупотребления. Не понимаю, чего касаются эти цифры. Передали информацию в ГФИ — где результат? Покажите хотя бы одно судебное решение за год", — отмечает министр социальной политики Андрей Рева. По его словам, если в документах есть ошибки, это не значит, что выплата незаконна.
"В прессе звучало, что в результате верификации найдено 60 млрд грн. Цифра сопоставима с финансированием отдельных социальных статей расходов. Я удивился, почему в 2016 году записали в качестве эффекта от верификации 5 млрд грн. Нужно было сразу 60 млрд грн закладывать!" — говорит министр.
По его словам, Пенсионный фонд полностью отработал свои выплаты: ни одной двойной выплаты, ни одной "мертвой души". Рева цитирует ЭП текст письма ПФ.
"Пенсионным фондом в период с февраля по август 2016 года предоставлено Министерству финансов информацию о лицах, которые получают пенсию и другие социальные выплаты, в том числе их персональные данные.
В частности, предоставлены данные по пенсионным выплатам по 11 652 420 уникальным лицам и 40 млн записей из реестров из фондов социального страхования относительно застрахованных лиц. По результатам верификации данных Минфин предоставил рекомендации о проверке 148 670 лиц из 11 млн".
Из письма следует, что рекомендации Минфина касаются 1% от общего количества получателей пенсий, по которым предоставлена информация.
"ПФ проанализировал информацию относительно законности назначения пенсий и достоверности данных по 34 819 лицам и предоставил в Минфин информацию по 34 093 лицам.
Согласно ей 26 870 человек или 78% на момент проведения проверки пенсии не получали в связи с выездом за границу, смертью, остановкой выплат на основании обращения правоохранительных органов или управлений соцзащиты. 7 223 человека или 21% находятся на учете ПФ. Нарушений при осуществлении пенсионных выплат не обнаружено".
По словам Ревы, указанная в ряде писем Минфина информация не подтверждается.
"По итогам проверки на основании рекомендаций не выявлены случаи двойных выплат и выплат умершим. В отдельных случаях исправлены персональные данные, что связано с изменением паспортных данных, отказом от регистрационного номера учетной карты налогоплательщика после назначения пенсий, некорректным внесением информации о таком номере.
Также в ходе обработки писем Минфина Пенсионным фондом выявлены факты некорректного указания данных, по которым нужно верифицировать человека: некорректная дата рождения (924 человека), некорректные паспортные данные (735 человек), некорректный номер карты налогоплательщика (321 человека).
При этом анализ предоставленных Минфином рекомендаций в июне говорит о том, что они сформированы без учета данных о снятии с выплаты 10 902 лиц".
Что дальше
В будущем эффективность верификации зависит от того, насколько этот процесс будет поддержан на уровне правительства и на уровне Минфина, и удастся ли найти взаимопонимание с Минсоцполитики.
По информации источников издания, Минфин не исключает перспективу усиления собственных полномочий в этом направлении. Речь о подготовке изменений в постановление №136 о порядке проведения верификации. Если поправки будут внесены, Минфин сможет генерировать три вида решений.
1. Останавливать выплаты при выявлении нарушений. У Минфина есть доступ к банковской тайне, что позволяет видеть покупки дороже 50 тыс грн (отсутствие таковых в течение года — условие для оформления субсидии). Другие ведомства не имеют доступа к тайне, поэтому Минфин сможет сам принимать решения.
2. Уведомлять орган о фактах нарушений с одновременным указанием приостановить выплату и провести проверку. Речь о случаях с субсидиями, когда комиссия исполнительного комитета городского или сельского совета приняла решение о выдаче субсидии, а у Минфина есть подозрения в его законности.
3. Рекомендовать проверить реципиента на основании подозрений в получении помощи в обход закона. По итогам проверки может выясниться, что человек виновен, но могут быть случаи, когда человек приобрел земельный участок несколько лет назад, а все формальности по покупке были завершены уже во время оформления субсидии. Тогда он имеет право на ее получение.
Из потенциальных нововведений — ограничение доступа богатых людей к социальным льготам, создание института социального инспектората и центра верификации, которые будут анализировать информацию о реципиентах.
Критерии людей, которые будут считаться богатыми, а также изменения в нормативно-правовую базу пока отрабатываются.