Тарифний посмак. Як Кабмін шукає ресурси для виплати субсидій
З 1 травня 2016 року Кабмін підвищив ціну на газ для населення, що призвело до підвищення комунальних тарифів та збільшило витрати держбюджету на субсидії. Тепер уряд думає, як зменшити ці видатки і де брати на них гроші. (Рос.)
Полтора года назад правительство вместе с решением о повышении тарифов запустило программу субсидий для населения.
Тогда она сняла социальное напряжение, но обернулась для всех ее участников проблемой.
Поставщики услуг столкнулись с вымыванием наличных средств и проблемами с расчетами в клиринговой системе, государство - с растущей строкой расходов.
С 1 мая 2016 года Кабмин повысил цену на газ для населения, что повлекло за собой повышение коммунальных тарифов. Это автоматически отразилось на расходах госбюджета на субсидии - их пришлось увеличить до 40 млрд грн.
Как сообщили ЭП источники в Минсоцполитики и Минфине, если ничего не менять, в 2017 году количество субсидиантов продолжит расти, а бремя бюджета по этой программе составит 55-60 млрд грн. Минрегион говорит о 80 млрд грн.
Сейчас Кабмин обсуждается вопрос, как уменьшить расходы на субсидии и за счет чего их платить. В поиске решения правительство продвигается в нескольких направлениях. Источники ищут как в расходной, так и в доходной частях бюджета.
В начале июля планируется определить суммы расходов для распорядителей бюджетных средств, в том числе и по расходам на субсидии, а к августу-сентябрю - подготовить изменения нормативно-правовой базы.
Минфин задумался о критериях
Для Минфина актуальным оказался вопрос адресности социальной помощи. О необходимости повышать ее уровень не один год говорят МВФ, Мировой банк, эксперты. Решения в этом направлении принимались с переменным успехом, в точечном порядке, или не принимались вообще.
"В 2016 году субсидии не получал только ленивый. Теперь же планируется до августа пересмотреть формулу расчета субсидий и отсечь некоторые категории от доступа к этой программе", - сказал ЭП источник в правительстве.
По данным Госстата на конец апреля 2016 процент "отказов" в предоставлении субсидий составил 8%.
По мнению собеседника, при расчете субсидии учитывать нужно не только финансовый доход человека, но и его корпоративные права, остатки на счетах, недвижимость. Эти категории уже предложено учитывать при расчете сумм субсидий.
"Следует определиться с тем, кого мы считаем малообеспеченными. Можно пока установить щедрый порог, например, разрешить получателям иметь депозит до 100 тыс грн. При этом собственникам корпоративных прав есть смысл запретить оформлять субсидии", - отмечает собеседник издания.
Ревизия субсидиантов - непопулярное решение. Отсечение отдельных категорий населения от программы субсидий может спровоцировать волнения в обществе. Не исключено, что во избежание резких социальных решений Кабмин обратит внимание на фискальные компенсаторы.
Рента на газ волнует всех
Традиционный источник финансирования субсидий - рента с добычи газа. В 2017 году Минфин рассчитывает, что рента останется источником выплаты субсидий, и поступления от нее увеличатся в связи с недавним повышением цены на газ.
В ходе прошлогоднего бюджетного процесса рента была одним из наиболее спорных налогов. В итоге ее снизили до 29% и 14% в зависимости от глубины залежей газа. В 2016 году ставки опять могут измениться.
В проекте меморандума с МВФ, который есть в распоряжении ЭП, предусмотрена возможность внесения до конца июня 2016 года дополнительных изменений в систему налогообложения нефтегазовой отрасли.
Речь идет о том, чтобы ввести одну ставку рентной платы для каждого вида газа, независимо от глубины залегания, и надбавку к налогу на прибыль предприятий.
"С 31 марта по 7 апреля 2016 года в Украине работала миссия технической помощи МВФ, которая определила направления возможных изменений в налогообложении газодобывающей отрасли. Следующий визит миссии запланирован на июнь 2016 года, в ходе которого планируется дальнейшее обсуждение этого вопроса", - сообщили ЭП в Министерстве финансов.
При этом ведомстве создана рабочая группа, которая, по словам первого замминистра МЭРТ Юлии Ковалив, работает над прописанным в проекте МВФ вариантом. "Представители нашего министерства входят в эту группу. Четкого понимания того, какими будут новые ставки, пока нет", - отметила она.
Как сообщили ЭП источники в Кабмине, ранее в ходе обсуждения с бизнесом шла речь об установлении единой ставки для газа независимо от глубины его залегания, например, в размере 20%. На общую позицию выйти пока не удалось.
Как отмечают собеседники ЭП в правительстве, визит миссии не подтвержден, законопроекта с изменениями пока нет. В 2015 году Минфин предлагал установить ставки 20% и 10% в зависимости от глубины залежей и 15-процентную надбавку к налогу на прибыль с января 2018 года.
НКРЭКУ добралась до угля
Глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк считает, что один из дополнительных источников доходов, которые государство может потратить на субсидии, - рента на уголь. Сейчас действуют минимальные ее ставки - 0,75-1,5% стоимости продукции.
В апреле 2016 года Вовк преложил ввести прогрессивную ставку ренты с привязкой к международным ценам.
"Минимальный уровень ренты может составить 5% по цене по индексу API ниже 40 долл за тонну. Если цена по API - 40-50 долл, ставка повышается, если 50-60 долл - она становится еще выше. Ставка может дойти до 15%", - говорит он.
При минимальной ставке, согласно расчетам Вовка, потенциальные доходы бюджета начинаются с 1 млрд грн. Подобный принцип, по мнению главы НКРЭКУ, можно также применить к налогообложению добычи газа.
Письмо с просьбой рассмотреть целесообразность введения новой модели ренты на уголь Вовк направил министру энергетики Игорю Насалыку в апреле 2016 года. Ответа пока не было. "Если его не будет, мы можем сами подготовить проект закона. Это займет больше времени, но сделать это мы вправе", - говорит Вовк.
Идея повысить ренту на уголь звучит не впервые. В декабре 2015 года Юрий Луценко предложил ввести 3-процентную ставку ренты на энергетический уголь. Тогда эта правка к проекту изменений в Налоговый кодекс не была принята.
Обсуждаются две версии, почему возникла идея с рентой на уголь. Официально-экономическая - увеличить поступления в бюджет и сделать налогообложение отрасли более эффективным. Вторая, политическая, - изымать средства с DTEK независимо от того, показывает компания убытки или прибыль.
Минрегион создает фонд
Еще один возможный фактор влияния на программу субсидий в 2017 году - фонд энергетической эффективности, который создает Минрегион.
Задумка в том, чтобы стимулировать население экономить газ и подсобить ему в этом деньгами. Планируется предложить хозяйствам четыре "пакета мер по энергетической эффективности", расходы на которые возьмет на себя и фонд.
Натисніть для збільшення |
Фонд будет наполняться государством, международными донорами (ежегодные взносы планируются в объеме 1,2 млрд грн), и кредитами, возможно, привлеченными под госгарантии под 5% годовых.
Привлекать кредиты Минрегион планирует с 2019 года. В 2017 году взнос государства может составить 1,3 млрд грн с постепенным увеличением доли к 2021 году до 4,7 млрд грн.
Если фонд заработает, экономия государственных расходов на субсидии, по расчетам Минрегиона, составит 5 млрд грн в год.
Вице-премьер Геннадий Зубко анонсировал старт работы фонда весной 2017 года. Произойдет это или нет, зависит от того, как быстро парламент примет закон о фонде, а сам фонд - наполнится деньгами.
Вице-премьер Павло Розенко объяснил в комментарии ЭП, почему расходы на субсидии в 2017 году увеличатся.
— 40 млрд грн на субсидии населению в 2017 году может не хватить.
В 2016 году новые тарифы вступают в силу с нового отопительного сезона.
Таким образом, по новым тарифам мы будем начислять субсидии в 2016 году лишь за три месяца. В 2017 году понадобится больше средств, потому что оплачивать придется по принципу январь - середина апреля, потом пауза, а потом - середина октября - декабрь отопительного сезона 2017-2018 годов.
Мы будем внимательно следить за процессом субсидирования населения и регулировать его в оперативном режиме. О чем речь?
До недавних пор базовый норматив потребления газа для оформления субсидий был установлен на уровне 7 куб м газа на кв м на человека. С одной стороны, высокая норма служила перестраховкой на случай морозов. С другой - последние две зимы у нас были теплыми, температурный режим держался выше среднего.
Среднее потребление газа оставалось в пределах 5-5,2 куб м на кв м. У нас возникла ситуация, когда люди жгли газ, который им не был нужен. Они открывали форточки только для того, чтобы потребить норму. Домохозяйства с субсидиями сжигали в полтора раза больше газа, чем хозяйства без них.
У нас получились чрезмерные начисления субсидий в объеме около 15 млрд грн. Часть этой суммы мы списываем в бюджет, а часть оставляем людям, чтобы они могли использовать ее в следующем сезоне.
Чтобы не допустить повторения этой ситуации, вместе с выравниванием цены на газ решено установить социальный норматив на уровне 5,5 куб м на кв м. Если зима будет холодной, мы повысим социальную норму потребления газа.
Мы отреагировали на ситуацию с получателями субсидий с теневыми доходами и увеличили базу начислений субсидий для людей работоспособного возраста, которые нигде не работают и не находятся на учете в центре занятости.
При расчете субсидий в качестве показателя дохода таких лиц брался прожиточный минимум. С 1 мая база расчета увеличена в два раза, то есть за основу берется доход в два прожиточных минимума.
Это позволит сделать субсидирование более адресным и частично учитывать вероятность теневых доходов для таких категорий граждан.