Дорожній фонд та децентралізація доріг. Як це буде
Что случилось?
Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что правительство работает над созданием Дорожного фонда, проведением децентрализации управления дорог и обеспечением их ремонта. Это, якобы, позволит возродить дорожное хозяйство Украины.
За соответствующие законопроекты парламент может проголосовать уже в сентябре этого года.
По словам Гройсмана, их принятие позволит в ближайшие 2-3 года качественно улучшить ситуацию в сфере дорожного хозяйства.
Как финансируется ремонт дорог сейчас?
Сейчас основными источниками финансирования дорожного хозяйства являются поступления от акцизного сбора и ввозной пошлины на нефтепродукты, акцизного сбора и ввозной пошлины с импортируемых на таможенную территорию Украины транспортных средств и шин.
Согласно закону "О Государственном бюджете Украины на 2015 год" (и на 2016 тоже), а также недавним изменениям в Налоговый и Бюджетный кодексы, целевые источники финансирования дорожного хозяйства были выведены из общего фонда госбюджета.
Это делает невозможным долгосрочное планирование работ с учетом перспективы.
Кроме того, сейчас выделение средств на дороги происходит по остаточному принципу, после того, как будут удовлетворены потребности других сфер экономики, имеющих защищенные статьи или целевые источники финансирования в специальном фонде госбюджета.
Какие законопроекты должен принять парламент?
Согласно дорожной карте реформ министерства инфраструктуры, Верховная Рада должна принять:
1. Законопроект №2724, позволяющий направлять все средства, уплаченные автомобилистами, в целевой дорожный фонд.
2. Законопроект №2725, обеспечивающий прозрачное финансирование государственных и местный дорог из дорожного фонда.
3. Законопроект №0954, обеспечивающий децентрализацию дорог, техники и средств. Позволяет местным органам власти самим решать, какие дороги необходимо ремонтировать в первую очередь.
Почему их не приняли раньше?
До 2015 года существовали целевые источники финансирования дорожного хозяйства, которые аккумулировались в специальном фонде госбюджета. Но этих денег никогда не хватало.
Разработкой законопроекта про дорожный фонд занималась команда бывшего министра Инфраструктуры Андрея Пивоварского с группой народных депутатов. В апреле прошлого года он был внесен в парламент. Через год, после внесения ряда правок, закон был провален сначала 4 февраля, а потом 29 марта.
Законопроект, обеспечивающий децентрализацию дорожного хозяйства, был внесен еще в июле 2013 года по инициативе Николая Азарова, однако за последние три года, проголосовать за него так и не смогли. Сейчас данный законопроект готовится только ко второму чтению.
Что будет после принятия закона про Дорожный фонд?
В случае принятия законопроекта, в составе специального фонда госбюджета, будет создан отдельный дорожный фонд. В него будут поступать средства от акцизного сбора и ввозной пошлины на нефтепродукты, и с импортируемых на таможенную территорию Украины транспортных средств и шин к ним.
Самое главное – эти деньги будут целевыми, то есть их нельзя будет использовать ни на что другое, кроме ремонта дорог. Плюс, больше не будет субвенций из госбюджета.
В описании данной реформы на сайте Мининфраструктуры сказано, что ежегодно с акциза на нефтепродукты собирается 35-40 млрд гривен (из которых на ремонт шла только часть).
Также, закон про Дорожный фонд предполагает поиск дополнительных источников финансирования. В Мининфраструктуры таких видят три: детенизация рынка импорта нефтепродуктов (дополнительные 10-20 млрд грн), плата с фур весом более 12 тонн и увеличение акцизов на топливо.
Для примера, в этом году на дороги выделили 31 млрд грн, из которых непосредственно на ремонт пойдет 19,4 млрд грн. Теоретически, эту сумму в следующем году можно увеличить минимум в два раза.
Что с децентрализацией дорог?
Сейчас в Украине монополия на рынке ремонта дорог сохраняется за Укравтодором в лице дочерней компании "Дороги Украины".
Децентрализация предполагает расформировать существующую монополию и передать дороги местного значения, финансирование и эксплуатационные мощности (Облавтодоры) в собственность местных органов власти.
В случае принятия закона, за ремонт дорог в области будет отвечать не Кабмин, как сейчас, а областные администрации, которые сами смогут определять какие участки в области необходимо ремонтировать в первую очередь.
Средства на ремонт дорог в областях будут выделятся из территориальных дорожных фондов, который напрямую связан с Дорожным фондом.
Опять все украдут, а дороги останутся плохими!
Наверняка попытаются, но существуют механизмы, которые могут позволить это предотвратить.
В случае принятия законов Укравтодор уже не будет ответственным за ремонт всех дорог – подрядчиков (среди государственных и частных) можно будет выбирать через тендеры и конкурсы, например, через систему ProZorro.
Кроме того, за контроль качества выполнения дорог, в случае успеха будут отвечать независимые экспертные компании. Сейчас этим также занимается Укравтодор.
Поскольку данные о распределении средств будут открытыми, главным механизмом будет являться общественный контроль.
И что все это даст?
Увеличение сумм на ремонт дорог, более эффективное их использование, использование механизмов тендеров и конкурсов, прозрачность и доступ общественности к финансовой и технической информации, которая раньше была недоступна.
Каковы шансы, что законопроекты будут приняты?
Пока неизвестно. Судя по всему, премьер настроен оптимистично, но нужно помнить, что парламент уже дважды провалил голосование за закон про Дорожный фонд, когда Владимир Гройсман, кстати, был спикером.
Принятие законопроектов будет напрямую зависеть от взаимодействия правительства с Кабмином и тем, как премьер и Министр инфраструктуры будут убеждать депутатов голосовать за данные проекты.
Еще раз, какая у нас ситуация с дорогами?
Все понимают, что ужасная. ЭП уже неоднократно писала про проблемные дороги: это трасса Одесса – Рени, трасса Львов – Луцк, и Днепропетровск – Николаев.
В этом году выделяется 31 млрд грн, из которых 11,94 уйдут на погашение кредитов.
Всего в Украине 170 тысяч км дорог. "Убиты" 97%, еще 3% ремонтировались в последние 10 лет, а ремонтировать надо каждый год по 17 тысяч км.
По словам бывшего главы департамента автотранспорта Романа Хмиля, чтобы отремонтировать то, что есть, нужно около 1 трлн гривен. После этого надо будет выделять по 50 млрд в год. Иначе через 10 лет подойдет срок капитального ремонта и придется ремонтировать снова.
https://www.epravda.com.ua/publications/2016/05/19/593203/