Що чекає на бюджет-2016. За мотивами таємного Меморандуму з МВФ
У нинішньому проекті листа про наміри до нового меморандуму з МВФ відчувається більш оптимістичний тон з акцентом на позитивні тенденції в економіці. При цьому Мінфін визнає несвоєчасне виконання двох "маяків". (Рос.)
2016 год стартует с подготовки поправок в Налоговый кодекс.
Главная причина - принятый в ночь на 25 декабря "бюджетный пакет" с внесенными с голоса поправками требует доработки.
В канун нового года в ходе итоговой пресс-конференции министр финансов Наталья Яресько говорила, что в пакет законов были внесены изменения, и они требуют отдельного согласования с МВФ.
Она не была уверена в том, что фонд согласует все эти изменения.
Спустя две недели в комментарии ЭП министр заявила: "МВФ согласился с тем, что бюджет отвечает целям программы".
Накануне в распоряжении ЭП оказался проект меморандума с фондом, который нигде раньше не публиковался.
Анализ документа позволил понять, какие правки не были согласованы с МВФ, на чем фонд настаивает, и как опять депутаты будут переписывать многострадальный Налоговый кодекс.
Меморандум как "шпаргалка" для Минфина
Последний раз миссия МВФ посещала Киев 12-20 ноября 2015 года. Традиционная процедура после визита миссии - обновление меморандума о сотрудничестве с фондом и его публикация.
Однако в ноябре со стороны фонда заявлений об итогах работы миссии и перспективах сотрудничества с Украиной не прозвучало. Минфин же о желании работать с фондом заявлял постоянно.
"Требованием МВФ" Минфин объяснял львиную долю своих фискальных инициатив, которые далеко не всегда имели отношение к фонду. Однако результатов в виде планов сотрудничества или транша не было.
Впрочем, на тот момент их и быть не могло. Борьба между двумя версиями налоговой реформы была в самом разгаре, и понимания, каким будет бюджет-2016, не было. Тем не менее, это не означает, что работа по подготовке нового меморандума не велась.
"Документ появился в ноябре, после отъезда миссии. Стороны его не утвердили. Он будет изменен с привязкой к изменениям в Бюджетный и Налоговый кодексы", - говорит собеседник ЭП из Минфина.
Похоже, меморандум был "секретной шпаргалкой" ведомства. Многие фискальные нормы, "зашитые" в декабрьских поправках в НК и бюджете-2016, выписаны и приняты по мотивам проекта меморандума.
Он также позволяет понять ключевые посылы, на которых правительство может выстраивать дальнейшую коммуникацию с фондом.
Новые "маяки" от МВФ
Предыдущее письмо Украины к директору-распорядителю МВФ Кристине Лагард основывалось на том, что экономика ослаблена девальвацией, неожиданно высокой инфляцией, большим, нежели планировалось, дефицитом текущего счета платежного баланса, резким сокращением производства и падением в других отраслях.
В нынешнем проекте письма о намерениях к новому меморандуму чувствуется более оптимистичный тон с акцентом на положительные тенденции в экономике.
При этом Минфин и другие подписанты признают несвоевременное выполнение двух "маяков", касающихся критерия эффективности для чистых международных резервов и создания антикоррупционной прокуратуры.
"С учетом шагов, которые мы уже сделали, и обязательства в рамках программы просим завершить второй пересмотр и предоставить транш в сумме 1 182,1 млн СПЗ (специальных прав заимствований, 1,7 млрд долларов. - ЭП)", - говорится в проекте письма.
В проекте меморандума любопытен раздел "Новые предварительные меры и структурные "маяки".
Они планировались еще в ноябре и с принятием госбюджета-2016 некоторые из них уже выполнены. Например, речь идет об отказе включать в бюджет прогнозные суммы на возмещение НДС.
Среди "маяков" - и корректировка закона "О приватизации", что позволит отменить обязательную продажу 5-10% акций через фондовую биржу.
В 2015 году эти поправки много раз выносились на голосование, но не были приняты. Возможно, в качестве "маяка" МВФ у них больше шансов.
В проекте также есть ориентиры от фонда, которые наверняка вызовут массовые протесты на улицах и жесткие споры в парламенте.
Речь о пересмотре списка профессий, работники которых имеют право на досрочный выход на пенсию. Список планируется сократить наполовину в расчете на количество лиц, имеющих такое право.
Также в проекте говорится о постепенном повышении пенсионного возраста: до 62 лет для мужчин с июля 2016 года и для женщин - с января 2021 года.
"С социальными требованиями все серьезно. МВФ долго ждал "реформ от Минсоцполитики", но так и не дождался. Фонд сам выписал "реформу" пенсионной системы. Не исключено, что этот раздел изменится", - говорит собеседник издания из министерства.
В финансовом секторе возможны следующие новации: завершить рекапитализацию 20 крупнейших банков к концу марта 2016 года, предоставить новые функции НКЦБФР, в том числе по проведению расследований и получению информации от любых юрлиц и физлиц.
ПРОЕКТ ПИСЬМА И МЕМОРАНДУМА МВФ (I ЧАСТЬ)
ПРОЕКТ МЕМОРАНДУМА МВФ (II ЧАСТЬ)
Бюджет-2016: что не было согласовано с фондом
Отказ от легализации игорного бизнеса и принятый сценарий отмены льгот для аграриев не были согласованы с МВФ.
"Фонд требовал дефицита 3,7% и долгосрочных норм, касающихся расширения налоговой базы. Расширение базы налогообложения произошло", - отмечает руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.
По его словам, "глобально" требования МВФ Украина выполнила.
Отдельные риски по сотрудничеству с фондом Паращий видит в том, как будет решаться вопрос с "кредитом Януковича" на 3 млрд долл.
Дело в том, что до признания МВФ этого долга официальным Украина была в роли "порядочного заемщика", а Россия считалась злодеем, который не соглашается на предложенные условия реструктуризации. После того, как МВФ признал кредит официальным, это уже не так.
"Получается, Украине не нужно было предлагать РФ эти условия, поскольку она официальный кредитор, а не частный. И то, что Москва не согласилась на эти условия, не самое страшное", - считает эксперт.
По словам исполнительного директора "CASE-Украина" Дмитрия Боярчука, в список несогласованных с МВФ решений вошли и такие нововведения в НК, как два реестра на возмещение НДС или, например, дальнейшее существование упрощенной системы налогообложения.
"Эти решения - политическая плата за поддержку в голосовании. Но если говорить о выборе между перспективой массовых протестов из-за отмены "упрощенки" и не совсем подходящим для фонда вариантом ее существования, то лучше, пожалуй, последнее", - отмечает эксперт.
Он считает, что принятые вместе с бюджетом законы, в том числе касающиеся верификации социальных расходов, позволяют рассчитывать на позитивное решение со стороны фонда по дальнейшему сотрудничеству с Украиной.
Что будут опять менять в Налоговом кодексе
По словам опрошенных ЭП депутатов, корректировка Налогового кодекса произойдет быстрее, чем пересмотр бюджета.
"При корректировке бюджета нужно соблюдать баланс здравого смысла и потребностей государства, а не "вестись" на требования МВФ. Давайте проживем квартал по принятым законам и поймем, реагирует ли бизнес на уменьшение ЕСВ или нет. Уже тогда, в зависимости от полученного результата, будем править", - отметил первый замглавы комитета по вопросам бюджета Василий Амельченко, Радикальная партия.
В случае с Налоговым кодексом речь идет о зачистке дыр и несогласованностей. Ожидаются также правки по льготному режиму налогообложения для аграриев.
"Предложенный для аграриев механизм по отходу от льготного режима уплаты НДС не может заработать с 1 января. Мы общались по этому поводу с сотрудниками ГФС. По их словам, такая система могла бы заработать с 1 апреля. Но поскольку правительство заинтересовано в том, чтобы отмена спецрежима состоялась как можно скорее - это наше обязательство перед МВФ, - возможно, процесс будет ускорен.
Определенный переходной период нужен. Хотя бы 30 рабочих дней", - отмечает глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, БПП.
Также есть проблема с переходом предприятий с общей системы налогообложения на упрощенную.
"Если плательщик решит со второго квартала перейти на "упрощенку", он не сможет подать декларацию по налогу на прибыль за первый квартал. Нужно ждать годовой декларации.
В данной ситуации декларацию за первый квартал можно подать только в случае ликвидации компании.
Иными словами, перейти на единый налог можно с апреля, а отчитаться по прибыли за первый квартал нельзя", - приводит пример прорехи в новом законодательстве член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова, "Самопоміч".
Кроме того, есть множество вопросов к системе двух реестров по возмещению НДС, которая заработает с февраля.
"Времени на переход на два реестра очень мало. Во-первых, нужно подготовить техническое задание для того, чтобы эти реестры заработали. Во-вторых, в законе нет механизма очередности удовлетворения заявок на возмещение НДС по данным прошлого года.
Будем вносить проект об отмене двух реестров с одновременным возмещением налога "автоматом" для всех", - говорит Острикова.
Также депутаты хотят зарегистрировать проект о налоговой милиции.
Появление в Раде новых поправок в НК ожидается к концу января.
* * *
ЭП попросила министра финансов рассказать о планах сотрудничества с МВФ. Наталья Яресько ответила в письменном виде.
- Україна виконала умову, яка досі гальмувала виділення траншу: прийняла бюджет і необхідні закони для його реалізації. Якою буде співпраця України з МВФ у 2016 році? Який обсяг кредитування запланований від фонду?
- Ухвалення закону про державний бюджет на 2016 рік, що відповідає домовленостям між Україною та МВФ, - це важлива, але не єдина умова для надання Україні нового траншу кредиту фонду.
Не менш важливими умовами є подальший прогрес в антикорупційній сфері та інших структурних реформах.
Таким чином, при ухваленні рішення щодо надання Україні нового траншу керівництво МВФ буде оцінювати виконання всіх попередніх умов та структурних маяків, виконання яких має термін до кінця грудня 2015 року, а не лише питання ухвалення держбюджету-2016.
Лише після належного виконання Україною всіх попередніх умов та всіх структурних маяків ми можемо очікувати призначення спеціального засідання Ради директорів МВФ, на якому може бути ухвалене рішення щодо надання Україні чергового траншу.
Залежно від переговорів щодо фінального, оновленого меморандуму щодо програми співробітинцтва з МВФ це може відбутися наприкінці січня або вже в лютому.
- Ви заявляли, що деякі ухвалені зміни не узгоджені з МВФ. Чи можливий оперативний перегляд параметрів бюджету-2016, якщо фонд визнає прийняті зміни такими, що "не відповідають принципам і цілям програми співпраці України з МВФ"? Які цифри можуть викликати питання з боку фонду в ході аналізу бюджету?
- Під час розгляду у Верховній Раді народні депутати, по-перше, внесли до проекту бюджету низку змін, які не були узгоджені з МВФ, по-друге, відмовилися від ухвалення нової редакції Податкового кодексу, яка була ухвалена президентом на Національній раді реформ та яка лягла в основу проекту закону про держбюджет, узгодженого Мінфіном з МВФ.
На даний момент МВФ вже завершив свою оцінку бюджету та відповідного пакета законодавства, прийняття якого було потрібно для ухвалення бюджету на 2016 рік. МВФ погодився з тим, що ухвалений бюджет в цілому відповідає цілям програми.
- Коли можливий приїзд місії МВФ?
- Ми не виключаємо можливості обговорення з МВФ виконання проекту меморандуму, всіх попередніх умов та структурних маяків у віддаленому режимі (у режимі електронної пошти та телефонних дзвінків).
У такому разі приїзд місії МВФ не є необхідним для ухвалення надання Україні нового траншу кредиту.
Після цього приїзд місії відбуватиметься у звичайному режимі - за півтора-два місяці після надання траншу, для оцінки прогресу виконання Україною умов для надання наступного траншу.
- Коли, за вашим прогнозом, можливе отримання третього траншу від фонду і в якому розмірі? Чи можливе об'єднання двох траншів, про що заявляла голова НБУ Валерія Гонтарєва?
- На наш погляд, на даному етапі немає реальної можливості для об'єднання кількох траншів МВФ.
- Востаннє місія МВФ відвідала Київ 12-20 листопада. Які результати перегляду програми? На якому етапі підготовка листа про наміри з боку України та нового меморандуму з боку МВФ?
- Проекти документів були розроблені за результатами візиту місії МВФ та оновлені після ухвалення закону про державний бюджет на 2016 рік.
Наразі ми знаходимося в процесі перегляду цих документів та плануємо фіналізувати їх вже найближчим часом, що, разом із виконанням всіх структурних маяків та попередніх умов, відкриє шлях для призначення засідання Ради директорів МВФ для огляду програми та, в разі успішного огляду, надання Україні нового траншу фінансової підтримки Україні.