Конкурс з двома відомими. Коболєв ставить блок на Саакашвілі
Днями оператор трубопровідної інфраструктури країни ПАТ "Укртранснафта" отримає нового керівника - бізнесмена Миколу Гавриленка. Менеджера пов'язують із сірим кардиналом, близьким президенту - Ігорем Кононенко. (Рос.)
На днях оператор трубопроводной инфраструктуры страны ПАО "Укртранснафта" получит нового руководителя – бизнесмена Николая Гавриленко. Ставленник Саакашвили, бизнесмен Коба Накопия, остался не у дел из-за "отсутствия опыта в отрасли".
Это уже четвертый руководитель предприятия с марта нынешнего года, после того, как от управления компанией был отстранен человек Коломойского Александр Лазорко. Нового менеджера связывают с серым кардиналом, близким президенту - Игорем Кононенко.
Со времен независимости Украины в глазах своих кураторов "Укртранснафта" выглядела исключительно как финансовый филантроп.
Переворот сознания произошел в 2009 году, когда после назначения главой ПАО менеджера группы "Приват" Александра Лазорко госкомпания начала подстраивать работу всей нефтетранспортной системы страны под профильные интересы одного игрока - Игоря Коломойского.
Эксперимент оказался по-настоящему удачным: из всех ключевых магистралей была выкачана технологическая нефть, благодаря чему запитанным к трубопроводной сети остался только "приватовский" Кременчугский НПЗ.
В общем объеме прокачки сырья "Укртранснафтой" сейчас этот завод занимает скромные 3%. Но это совсем не снижает заслуг Лазорко: остальные 97% составляют прокачки российского сырья по украинской части нефтепровода "Дружба", тем самым делая ПАО полностью финансово зависимой от решений поклонников Путина.
Возможно, под давлением этого достижения весной Лазорко с боями был смещен с директорской должности.
С тех пор "Укртранснафта" жила в режиме безвластия, управляясь менеджерами с приставкой врио. В этом статусе были все кому не лень - от бывшего сотрудника СБУ Юрия Мирошника до бизнесмена Сергея Сукало. Но дольше всех продержался эксначальник управления ценовой политики ПАО Роман Сидорак.
Пару недель назад "Нафтогаз" стал подыскивать ему постоянную замену, объявив о проведении соответствующего конкурса.
Изначально участвовать в нем планировали 6 человек, в том числе Лазорко, но на "собеседование" он так и не пришел. Возможно, причина в том, что с конца лета Лазорко объявлен в розыск.
"Приватовец" освободил дорогу остальным конкурентам. Кроме Сидорака были два технических кандидата - выходцы из системы "Нафтогаза" Олег Скрипник и Олег Тищик, и пара бизнесменов – Николай Гавриленко и Коба Накопия.
Между двумя последними и разгорелась основная конкуренция. Сначала комиссия по проведению конкурсного отбора решила допустить обоих на рассмотрение номинационного комитета при Кабмине. Но потом передумала и вывела в финал только Гавриленко.
Николай Гавриленко. Фото автора. |
По данным "ЭП", 26 октября его кандидатура была одобрена номинационным комитетом. Это дает право руководителю "Нафтогаз Украины" Андрею Коболеву сейчас вынести Николая Гавриленко на утверждение Кабмина.
Узнать базовые критерии, которыми при своем выборе руководствовалась "нафтогазовская" комиссия, так и не удалось.
Зато стали известны доводы, выведшие Николая Гавриленко в лидеры. К примеру, его ключевому сопернику Кобе Накопии было отказано на основании отсутствия опыта работы в отрасли.
Поспорить с этим фактом действительно сложно. Грузинский бизнесмен известен в первую очередь в горнодобывающей среде - он был совладельцем группы "Геопромайнинг", управляющей золотоносным и медным рудниками в Грузии и Армении. Тогда как за плечами Гавриленко 22 года работы на нефтерынке.
Львиная часть этого времени была потрачена им на развитие донецкого торговца горючим ООО "Вик Ойл". Усилия были приложены не зря: в докризисный 2007 год обороты компании превысили 1,2 млн тонн нефтепродуктов. На тот момент в денежном выражении это были космические 3,1 млрд грн.
Но после достижения этой цифры доходам трейдера как пошептали.
Кто-то связывает это падение с тогдашней атакой на "Вик-Ойл" со стороны "Привата" - предметом спора было право использования торгового знака "Укртатнафты" на стелах АЗС компании. Но все могло оказаться банальнее: в конце 2008 года Украину накрыл мировой экономический кризис, обваливший прокачки всех местных трейдеров, включая "Вик Ойл".
Возможно, именно под давлением финансовых неурядиц донецкие бенефициары "Вик Ойла" пришли к решению продать компанию.
В 2010 году ее новым хозяином стала существовавшая в то время российско-британская группа ТНК-ВР. По словам Гавриленко, с момента той сделки он потерял отношение к этому предприятию.
Но это не мешает рынку продолжать связывать его с донецким бизнесменом, зятем народного депутата Татьяны Бахтеевой Тимуром Валитовым, который считается одним из отцов-основателей ООО "Вик Ойл". "С Валитовым и Бахтеевой я действительно знаком, и не более того. Мы не являлись и не являемся партнерами по бизнесу", - заявил "ЭП" Гавриленко.
Косвенным подтверждением этих слов является тот факт, что последние пять лет Николай Гавриленко был сосредоточен на развитии собственных структур.
В первую очередь речь о столичных "Промтерминалсервис" - занимается программным сопровождением операций по обороту с нефтепродуктами, и "Торговый дом "СКФ" - безналичная продажа горючего по договорной базе, унаследованной от "Вик-Ойла".
Сейчас клиентский портфель "СКФ" насчитывает около 7 тысяч контрактов, при этом компания не ленится участвовать в государственных тендерах на закупку нефтепродуктов.
Одно из ее последних достижений – выигранный конкурс на поставку 156 тонн бензина и дизеля запорожскому концерну "Городские тепловые сети". Если верить слухам, эта операция принесла фирме Николая Гавриленко 3 млн гривен доходов.
Но стоили ли эти деньги того, неизвестно. По итогам тендера в прессе тут же распространилась информация о том, что "Торговый дом "СКФ" зарегистрирован на панамскую фирму Richtrade Impex Inc, деловодством которой занимаются местные Cascado AG, Integri SA и Systemo AG, управляемые латвийцами Эриком Ванагельсом и Станом Гориным, известными по операциями с морскими буровыми вышками экс-главы Министерства энергетики Юрия Бойко.
С Юрием Бойко Гавриленко знаком еще с начала 2000 годов, когда тот возглавлял Кременчугский НПЗ.
Но после того как в 2002 году Бойко пошел на повышение в Киев, эта связь не была утрачена. По крайней мере, об этом говорит то, что с 2004 года Николай Гавриленко был участником экспертно-аналитической группы при Минэнерго, председателем которой был тогдашний замглавы ведомства Юрий Бойко.
Прикладным результатом работы группы стала широко известная на трейдерском рынке формула, на основании которой еженедельно рассчитывалась стоимость нефтепродуктов. В Минэнерго эту математику называли вычислением "экономически обоснованных цен". Но со стороны формула воспринималась как удачный способ прогнозировать доходность трейдерского бизнеса, которая делала его более привлекательным для участников.
Каспийский груз
С нынешними политическими фаворитами Николай Гавриленко, как он лично утверждает, не знаком.
Тем не менее, два собеседника на нефтегазовом рынке утверждают, что за его назначением на эту должность стоит близкий соратник президента - Игорь Кононенко. Между собой "тэковские" бизнесмены называют его смотрящим за отраслью от АП.
В тоже время в последнее время Кононенко удается находить общие точки соприкосновения с премьерской командой, примером чему может служить совместное курирование ГП НАЭК "Энергоатом", который входит в орбиту ближайшего соратника Яценюка Николая Мартыненко.
В любом случае менеджировать "Укртранснафту" без Арсения Яценюка не получится: она подчиняется "Нафтогазу" Андрея Коболева, который считается членом премьерской команды. Кстати, источники "ЭП" утверждают, что Гавриленко был единственным из упомянутых пяти соискателей, на личное заслушивание которого у Коболева нашлось время.
Возможно, таким образом, глава "Нафтогаза" заранее дипломатично намекал другим претендентам на то, что у них нет шансов на победу.
Упомянутый ранее Коба Накопия является депутатом грузинского парламента от оппозиционной фракции "Единое национальное движение" Михаила Саакашвили. Кстати, сам глава Одеской ОГА не был инициатором выдвижения своего подопечного на "нефтяную должность, узнав об этом уже по факту.
Тем не менее, проигрыш Накопии он воспринял болезненно, считая политический подход к кадровому вопросу "Укртранснафты" ошибочным.
Коба Накопия. Фото автора |
В какой-то степени с этим можно согласиться, учитывая ряд преимуществ, которые Украина потеряла, отказавшись от кандидатуры Накопии.
"Доходность на активы "Укртранснафты" низкая, поэтому первоочередной задачей руководителя компании должен быть поиск дополнительных объемов для загрузки трубопроводов. Я бы сосредоточился на увеличении транзитных потоков нефти. В первую очередь на развитии "Одесса-Броды", у которой есть фантастический потенциал – в акватории Черного моря плавает до 50 млн т нефти в год", - говорит он.
По словам Накопии, для того чтобы обеспечить этой нитке стартовую загрузку сырьем он даже провел неофициальные предварительные переговоры с топ-менеджментом азербайджанской нефтяной группы Socar.
Но в Киеве не оценили этот жест по достоинству.
Николай Гавриленко не может похвастать подобными международными связями, считая внешний блок вопросов "Укртранснафты" прерогативой политиков. Зато в плоскости решения внутренних проблем госкомпании он настроен оптимистично.
"Я нейтральная фигура и не являюсь частью чьей-то вертикали. В том числе политической. Не думаю, что это мешает проводить реформы на предприятии", - сказал "ЭП" Гавриленко.
По его словам, он уже составил план первоочередных действий в отношении транспортного предприятия (см. презентацию). Один из шагов - инициирование вопроса о пересмотре тарифов на внутригосударственную транспортировку нефти магистралями ПАО до экономически обоснованного уровня. Сейчас они занижены.
Таким образом, у Николая Гавриленко появится уникальный шанс зарекомендовать себя эффективным государственным менеджером.
Эта попытка наверняка будет не по душе Александру Лазорко, с которым Гавриленко знаком больше 20 лет. И вряд ли придется по душе Игорю Коломойскому, который является едва ли ни единственным отечественным клиентом транспортной госкомпании.