Українська правда

Економіка після Майдану. Хіміки переорієнтовуються на внутрішній ринок

Статус другої-третьої валютної галузі України "велика хімія" майже втратила. На зовнішніх ринках панує китайська продукція, внутрішнє виробництво підкосила війна на Донбасі. (Рос.)

В первой половине 2015 года, уверяет Госстат, химики наторговали за рубежом на 1,319 млрд долл.

На первое место в рейтинге экспортеров вышла аграрная отрасль.

За шесть месяцев 2015 года экспорт продовольствия принес 6,5 млрд долл, продукции металлургии - 4,9 млрд долл, машиностроения - 1,47 млрд долл.

Продукция химии - на "почетном" пятом месте.

Внешняя торговля удобрениями за первые семь месяцев 2015 года принесла всего 355 млн долл. Остальное - продукты неорганической и органической химии, фармпродукция и прочие изделия химпрома. Даже реализация масел и жиров животного происхождения принесла Украине больше.

В довоенном 2012 году все было иначе: химики стойко удерживали третье место в рейтинге основных экспортеров. Отрасль заработала за границей более 6 млрд долл, причем удобрения принесли не менее 2 млрд долл.

В мирном 2013 году экспортная выручка химиков упала до 4,3 млрд долл, в 2014 году - до 3,7 млрд долл. Так что позиции она теряла постепенно и давно.

Ранние причины падения

До 2008 года химики могли спокойно продать на экспорт за год не менее 5 млн тонн удобрений только азотной группы. Затем случился мировой кризис, а потом подоспели другие факторы, один негативнее другого.

В 2014 году химики сумели экспортировать не более 2,3 млн тонн удобрений.

Почти все "нулевые" годы на экспорт из Украины шли преимущественно аммиак и карбамид - если вести речь о товарах только азотной группы. Первого в лучшие времена за рубеж уходило 2-2,5 млн тонн в год, второго - 3-3,5 млн тонн.

Именно эти объемы и обеспечивали основную выручку химикам. Внутри страны всегда популярной была аммиачная селитра - 2 млн тонн в год. Излишки, 500-600 тыс тонн, уходили на экспорт, но погоды в смысле выручки не делали.

С 2011 году украинские производители вынужденно начали уходить с мирового рынка аммиака. В США, например, отечественную нишу заняли местные производители. Сказался сланцевый бум: газ - основное сырье для аммиака.

По иронии судьбы как раз к этому времени Дмитрий Фирташ выстроил свою азотную империю. В 2010 году он купил "Стирол" у Николая Янковского, в 2011 году - черкасский "Азот" у Александра Ярославского и "Северодонецкое объединение "Азот" - у Алекса Ровта и Алексея Кунченко.

 Дмитро Фірташ. Фото dmitryfirtash.com

К 2012 году Фирташ контролировал четыре из шести украинских аммиачных производства. Четвертое - "Ривнеазот". Он заявил, что намерен отказаться от экспорта аммиака и углубить его переработку. Аргумент был такой: мы не можем управлять мировым рынком аммиака, значит, играть на нем мы не будем.

Хотя случались периоды, когда аммиаком было выгодно торговать. Тогда Фирташ прибегал, по его словам, к сговору с российскими производителями, чтобы удерживать цены. Однако в 2012 году экспорт аммиака снизился вдвое в сравнении с докризисным временем и больше не превышал 1-1,2 млн тонн в год.

Китайцы и война

Последние четыре года основную валютную выручку химикам приносил карбамид: они экспортировали его по 3,5 млн тонн ежегодно по 300-350 долл за тонну. Этот вид операций приносил свыше 1 млрд долл выручки в год.

В 2013 году на рынок массово вышли китайские производители. Цены на товар упали. В мае 2012 года тонну карбамида украинские производители продавали по 500 долл, в мае 2013 года - по 337 долл, в мае 2014 года - по 279 долл.

В 2013-2014 годах китайцы предложили рынку 7 млн тонн и 9 млн тонн "лишнего" карбамида соответственно. Обваливали цены они, как правило, на тендерах в Индии, которая является маркером для мирового рынка.

Пострадали от такой политики не только химики Украины, но и россияне. Производители обеих стран используют в качестве сырья природный газ. Китайцы "стартуют" от своего дешевого угля, что затрудняет конкуренцию с ними.

Китайский фактор актуален до сих пор. Кроме того, с 2014 года на рынке играет Иран. Он пытается восстановить позиции после снятия международных санкций и конкурирует с Китаем. На одном индийском тендере эти страны "дотолкались локтями" до 295 долл за тонну, а потом решили больше цену не снижать.

Украина в 2014 году недопоставила на внешние рынки в сравнении 2013 годом 1,4 млн тонн удобрений. Прежде всего - из-за остановки "Стирола" и "Северодонецкого объединения "Азот". Оба входят в структуру Фирташа Ostchem.

 "Стирол". Фото dt.ua

В мае 2014 года горловское предприятие оказалось на оккупированных землях. По слухам, боевики устроили там резиденцию. Северодонецкое предприятие находится на свободной украинской территории, но поставки газа на него небезопасны. Из этих соображений Фирташ решил не запускать производство.

Простой заводов вызвал дефицит селитры. Украинским аграриям перед посевной не хватало 300-400 тыс тонн или 30% общего весеннего потребления этих удобрений. Когда в январе 2015 года Ostchem вознамерился выпустить там хоть какие-то объемы товара, его пришлось делать из привозного аммиака.

Кстати, из российского, произведенного на контролируемых структурами Фирташа россошанских "Минудобрениях".

Удар по последнему

В 2014 году украинский экспорт карбамида, по данным информационной компании "Инфоиндустрия", провалился вдвое до 1,6 млн тонн.

"Наши химики перестали быть серьезными игроками в последнем сегменте. Экспорта удобрений в прежних масштабах нет. Если так пойдет и дальше, химики не будут экспортерами", - сетует глава "Инфоиндустрии" Дмитрий Гордейчук.

По его подсчетам, в 2014 году отечественные производители удерживали 1% мирового рынка карбамида и менее 1% аммиака. До кризиса аналитики "давали" им около 5% международной торговли этими удобрениями.

Предчувствуя потерю экспортного статуса, заводы Ostchem стали все больше продукции ориентировать на внутренний рынок. Недостаток селитры стали заменять карбамидом, который было трудно пристроить на мировом рынке.

В 2014 году отечественный рынок "съел" рекордные объемы этого товара - 500 тыс тонн. По мнению Гордейчука, в ближайшие два года цифра может удвоиться. Это значит, что из 2 млн тонн произведенного продукта до 1 млн тонн потребит сама Украина при условии благополучия агросектора, но выручка будет в гривне.

Кроме того, аммиак и карбамид будут перерабатывать в смесь, спрос на которую в 2014 году поставил рекорд. Было выкуплено около полумиллиона тонн этого удобрения, производители не успевали его выпускать.

Химикам стоит задуматься о выпуске гранулированного карбамида, который востребован в ЕС. Увы, пока его может выпускать только горловский "Стирол".

хімпром експорт Фірташ