Україна йде в кіно
Міністр культури зустрівся в керівниками великих телеканалів, і на світ з'явився проєвропейський законопроект щодо держпідтримки кіно. Зокрема, буде створений спецфонд за рахунок коштів з держбюджету, від лотерей та акцизів. Частка держави в проектах виросте, перепаде навіть іноземним кінозіркам. (Рос.)
Зачатки госпрограммы по возрождению украинского кинопроизводства неожиданно приняли совершенно необычные очертания.
Еще весной Госагентство по вопросам кино носилось с идеей введения дополнительного налога в размере 3% на услуги телеком-операторов, кинотеатров и телеканалов на финансирование украинских фильмов.
Этот механизм ничем не отличался от предложений людей старой власти.
Однако на презентации в четверг в студии Film.ua новой инициативной группы крупнейших украинских частных телеканалов и телестудий #КіноКраїна министр культуры Вячеслав Кириленко вдруг обескуражил новостью.
Мол, концепция поменялась. По его словам, для реализации национальной политики в сфере кино, по большому счету, есть три глобальных пути.
"Первый - ноль финансирования и удар по украинскому кинорынку и национальной безопасности, как сейчас. Второй - ведение киносбора (упомянутого выше налога. - Авт.). Это польская модель, которая вызывает критику, но она нами деактивирована", - подчеркнул он.
Такой проект, добавил чиновник, уже был на согласовании в Минфине и Минэкономики, но появился третий вариант - альтернативный. Как выяснилось, представители украинской кино- и телеиндустрии предложили министру совершенно новую модель поддержки кинематографа.
"Только у меня в кабинете мы встречались пять раз - с Ткаченко (Александр, гендиректор "Студии "1+1"), Богуцким (Александр, гендиректор ICTV), Бенкендорфом (Егор, глава правления "Интера"), Лященко (Евгений, директор телеканала "Украина"), Бородянским, само собой (Владимир, руководитель группы StarLightMedia)", - вспоминает Кириленко.
В итоге, появилась новая версия закона. Министр собирается внести его в парламент до конца лета, а на принятие рассчитывает осенью. В кулуарах Film.ua поговаривают, что основным идеологом нового законопроекта был Бородянский, а Кириленко его поддержал.
![]() |
Государство должно?
Глава Госкино Филипп Ильенко коротко обрисовал, как будет работать новая модель. По его словам, проект предусматривает создание специального фонда поддержки кинематографии. Он будет пополняться из нескольких источников.
Во-первых, предполагается установить минимальное финансирование из госбюжета на уровне 0,1% от его общих затрат. Это более 500 млн грн, если оперировать цифрами финплана-2015. Кроме того, фонд будет пополняться за счет отчислений от деятельности государственных лотерей и с акцизов.
По подсчетам ЭП, ежегодный объем фонда составит 1 млрд грн. В 2014 году на украинские фильмы из бюджета было выделено 2 млн долл. Существующие налоговые льготы на отрасль в 2016 году планируется даже расширить.
Чтобы деньги на ленты не осели в карманах чиновников Госкино, будет создан совет по управлению денежным фондом. Он будет состоять из десяти человек, половина из которых - выдвиженцы от госструктур, а другая - от отрасли.
Законопроект также предполагает определить, кто и как будет получать госсредства на украинские фильмы. Часть картин будет обеспечена госзаказом на 100% - детские, просветительские, документальные, анимационные и дебютные работы. Эта норма работает и сейчас.
Другие фильмы могут претендовать на 80% госденег - сейчас доля государства не превышает 50%. Из нового: 50% госденег смогут получить телесериалы.
В проекте будет прописан механизм господдержки кино на ранних стадиях - режиссерской и сценарной, а также на поздних - дистрибуции и маркетинга. Рекламу украинских фильмов на телеканалах хотят приравнять к социальной.
Сами себя не прокормим
Как выяснилось в ходе презентации главы StarLightMedia Владимира Бородянского, даже при новом подходе финансирования, всех льготах и усиленной системе контроля над расходами средств украинским продуктам все равно не подняться. Есть серьезный местный ограничитель - сам рынок.
На нем мало кинотеатров для проката - в три раза меньше на душу населения, чем в России, мало доходов от ТВ-рекламы. Зато много интернет-пиратства. Украинцы привыкли смотреть скаченные из сети фильмы бесплатно.
К тому же, на таком хилом рынке доля украинского продукта весьма и весьма мизерная. Только 7% от общего объема проката приходятся на отечественные картины и только 8% на украинские фильмы и сериалы отводится в эфире топ-6 телеканалов. Тогда как российский продукт занимает 55%.
![]() |
Нажмите для увеличения |
Это привело Бородянского к мысли, что выпуск контента только для украинского рынка не имеет экономического смысла. Нужно оказывать услуги на экспорт.
В презентации он привел в пример несколько убыточных проектов, среди которых фильм "Поводир", снятый на бюджетные средства, и сериал СТБ "Швидка допомога". Поэтому крайне важно привлекать в Украину иностранные проекты, с которыми можно работать совместно и готовить контент для глобального рынка.
![]() |
Нажмите для увеличения |
Отдать, чтобы получить
Как рассказал Филипп Ильенко, в этом и состоит вторая идея нового законопроекта - стимулы для организации кинопроизводства в Украине.
Такие программы уже действуют в ряде европейских стран. По его словам, речь идет о возврате части затрат на производство фильмов иностранными студиями, команды которых приезжают снимать в Украину.
До 25% будет возвращаться съемочным группам и до 10% от суммы гонораров иностранным актерам. Основные условия для таких компенсаций - большая часть съемочного процесса организуется в Украине и вносит вклад в ее культуру.
Это должно не только привлекать инвестиции в Украину, но и создавать стимулы для развития сферы услуг в стране. Ведь Украину будет посещать больше иностранцев, которые станут тратить деньги в отелях, кафе, платить за транспорт.
Еще один бонус - туризм. Чем больше сцен в известных зарубежных фильмах будет сниматься на фоне местных ландшафтов, тем больше гостей из-за рубежа узнают про Украину и захотят ее посетить.
Выступивший с докладом на Film.ua руководитель налоговой и юридической практики Ernst&Young Владимир Котенко отметил, что модель компенсаций, предложенная телевизионщиками в Украине, успешно применялась в соседних европейских странах, например, Чехии и Венгрии.
По его словам, в Великобритании каждый фунт стерлингов финансовых льгот для киношников обернулся дополнительными 12 фунтами в местной экономике. Во Франции каждый евро льгот принес 11,3 евро инвестиций и 4 евро налогов. В Венгрии успехи скромнее: каждый форинт льгот принес экономике 1,25 форинта.
Как считает генеральный директор телеканала "Студия "1+1" Александр Ткаченко, Украина может зарабатывать на услугах в сфере медиа-производства 100-200 млн долл уже через год-два. По его словам, этот рынок можно оценить 40-60 млн долл. Увеличить его в несколько раз поможет введение налоговых льгот.
"Соседние европейские страны - теперь наши прямые конкуренты на этом рынке, но Украина имеет гораздо больше географических возможностей и кинематографических ресурсов", - считает Кириленко.
Как прогнозирует Бородянский, если в течение пяти лет держава выделит на развитие кино и сериалов 250 млн долл, а частные продюсеры - 150 млн долл, появится 75 кассовых украинских фильмов и 5 тыс эпизодов сериалов.
![]() |
![]() |
Нажмите для увеличения |
Еще не все разрешено
Впрочем, радоваться пока рано. Непонятно, как на новые идеи отреагируют Кабмин и Верховная Рада. Денег на поддержку кино почти не выделяют не потому, что не думают об этой сфере, а потому, что их в бюджете очень мало.
По словам Кириленко, Арсений Яценюк любит кино и причастный к созданию "Поводыря".
"Мы однажды вечером обсуждали в кругу топ-менеджеров крупнейших телеканалов все эти проблемы. По многим из них у него было удивление, но нужно двигаться дальше.
В правительстве появляется неприятие налоговых преференций. Когда идет речь о продолжении льгот для кино на пять лет, это вызывает раздражение", - рассказывает министр культуры.
Кроме того, Кириленко опасается, что когда министры услышат о 10% компенсации гонораров для иностранных актеров, они покрутят пальцем у виска и скажут: тут на оборону денег не хватает.