Українська правда

Георгій Гелетуха: Я вперше побачив цивілізоване лобі альтернативної енергетики

7 серпня 2014, 07:40

Власти Украины долгие годы вели разговоры о том, как важно "слезть с иглы" российского газа. Разрабатывались программы, утверждались стратегии, делались смелые обещания.

Это на словах. На деле, те же самые люди прилагали огромные усилия, чтобы газовая зависимость сохранилась.

В авангарде была группа Дмитрия Фирташа, которая делала бизнес на поставках российского газа, и плотно сотрудничала с "Газпромом". Ее агентом во власти был Юрий Бойко - в разное время министр энергетики, вице-премьер и даже партнер Виктора Януковича по охоте.

Усилиями этих людей, Украина к началу военного конфликта на Донбассе оказалась в плотной энергетической зависимости от России. И когда Кремль пригрозил отключить поставки газа в нашу страну, стало очевидно: зимой 2014/2015 года в квартирах граждан будет холодно, а промышленность должна будет решать свои проблемы самостоятельно.

Пытаясь решить назревающую проблему, Кабмин вполне трезво решил принудительно изымать добываемый газ у частных добывающих компаний. Однако этого, конечно же, недостаточно для снятия зависимости от России.

Наконец, взгляды правительства реально обратились к альтернативным видам топлива. Впервые оно планирует реально делать замещение российского газа, переводя отопление на дрова, щепки, солому, торф, уголь и другие виды топлива.

Конечно, благодаря бездействию правительств Тимошенко-Азарова, потеряно огромное количество времени. Котельные не строятся за один день, и тем более их не начинают строить за три месяца до начала отопительного сезона. Но таковы реалии, которые диктует война на Востоке Украины. Один из ее элементов, по замыслу россиян, - это холодные трубы в домах украинцев грядущей зимой.

Есть еще один важный вопрос. У государства нет денег, чтобы строить котельные на новом топливе. Значит, этим должен заняться бизнес. А ему нужно создать для этого условия.

Разговор с главой Биоэнергетической ассоциации Украины Георгием Гелетухой произошел еще до того, как бойлеры в столице стали дефицитом. Мы обсудили как раз те меры, которыми правительство собирается заманивать частный капитал в сферу тепло- и электроснабжения.

На повестке дня сегодня - постановление, программа действий и законопроект, которые призваны изменить правила игры на рынке. В том числе, они касаются пресловутого "зеленого тарифа", который является едва ли не самым главным стимулом для прихода частного капитала в энергетику.

Недавно правительство предприняло попытку "срезать" размер компенсаций для отдельных отраслей альтернативной энергетики. Но в нынешних условиях, похоже, нужно делать совсем иные вещи. Только если частному капиталу гарантировать быструю окупаемость проектов, он готов будет решить проблему зависимости от российского газа.

 

***

- Постановление Кабмина №293 от 9 июля 2014 года "О стимулировании замещения природного газа в сфере теплоснабжения" касается сектора производства тепловой энергии для населения в системе ЖКХ.

Этот сектор потребляет 10 млрд куб м газа в год, и это полностью российский газ. Украинский уходит на нужды населения, а его избытки продаются промышленности.

С 1 июля 2014 года население платит за тепловую энергию в ЖКХ 314 грн за Гкал. До этого оно платило на 40% меньше. Такая цена получается за счет предоставления ТКЭ газа по 1 091 грн за тыс куб м без НДС.

Разница в цене газа для промышленности и ТКЭ составляет почти пять раз. Она покрывается субсидиями из госбюджета. Если бы тепловая энергия для населения вырабатывалась из коммерческого газа - 5 241 грн без НДС, то ее себестоимость составляла бы 913 грн за Гкал.

- Сколько это миллиардов?

- Около 34,4 млрд грн в год.

В чем заключается проблема? Если кто-то хочет заменить газ в ЖКХ, то стоимость тепла, выработанного из дров, щепы, пеллет будет выше 314 грн за Гкал. Например, 600 грн за Гкал. Разницу между 314 грн и 600 грн не заплатил бы никто.

То есть происходило стимулирование потребления дорогого импортного газа, а его замещение никто не хотел стимулировать. Теперь благодаря механизмам, заложенным в постановлении, государство стимулирует снижение потребления газа.

Наше предложение заключалось в том, чтобы инвесторам разрешили зайти в этот сектор с другими источниками энергии и получать гарантированный тариф: не 913 грн за Гкал, а 822 грн за Гкал, то есть на 10% меньше. Из них 314 грн за Гкал оплачивает население, а бюджет доплачивает еще 508 грн, а не 598, как раньше.

- Сумма не сильно большая получится.

- На каждом миллиарде кубов будет сэкономлено 0,64 млрд грн.

- Но это же капиталовложения.

- Да, но не государственные. Нужно было выровнять правила игры. Есть запрос на более дешевую тепловую энергию, произведенную не из газа. Для государства не имеет значения ее происхождение. Теперь, поощряя выработку тепла из возобновляемых источников, государство сможет еще и сэкономить 15%.

Документ вступает в силу с 1 октября. С этого момента будут рассчитываться два тарифа: средневзвешенный по Украине тариф на тепловую энергию из коммерческого газа и стимулирующий тариф его замены.

Второй тариф будет привязан к первому и будет зависеть от цены коммерческого газа, но будет ниже на 10%. Именно исходя из него, будет выплачиваться разница.

Презентация постановления КМУ по замещению газа. Нажмите, чтобы скачать
Проект постановления 
Дополнение к постановлению
Пояснительная записка к постановлению
Постановление Кабмина о замещении природного газа альтернативными видами топлива

- Будет ли следующее правительство обещать то же самое?

- Прописано так, что это будет отдельная бюджетная программа уже на 2014 год. Сейчас эти деньги выделяются по статье "Компенсация тарифов на газ для НАК "Нафтогаз Украины", и они уже в бюджете есть. Необходим только их перенос в другую бюджетную статью.

- Если мы говорим про отопление, то речь, скорее всего, о небольших котельных. Как они будут врезаться в сеть?

- Типичная котельная для ЖКХ - это мощность от 5 МВт до 10 МВт тепловой энергии. Думаю, преимущественно они будут стоять рядышком с газовыми котельными, чтобы не тянуть лишние сети. Как правило, на таких объектах остались хранилища мазута или стоит несколько котлов, а работает только один.

Обычно там есть возможности, чтобы "вписаться" в традиционную котельную.

- А местные власти не будут противодействовать возведению коммерческих объектов на территории коммунальной собственности?

- Есть такая проблема, но в постановлении политически рекомендовано придать таким проектам статус первоочередных и приоритетных. Скажем так, политический месседж: "Вам не будут чинить препятствий".

Пока еще мэры и местные власти имеют оптимистический настрой и рассчитывают на включение газа в октябре. Если они в октябре поймут, что газа не будет, то будет уже поздно. По большому счету, отопительный сезон будет тяжелым: будет недогревание в квартирах, будет отключена горячая вода.

В октябре инвесторы увидят, что этот механизм заработал. Есть деньги в бюджете, и те, кто замещают газ и вырабатывают тепловую энергию не из газа, получают эти деньги. Вот это будет очень сильный сигнал. Сейчас до октября большинство инвесторов еще будут ждать и гадать: обманут - не обманут.

- Будет происходить переток этих денег от государства к частным инвесторам. Вполне возможно, что государство, как обычно, через казначейство сможет заблокировать выплату этих компенсаций. К этому есть готовность?

- Тогда они возвращаются к нынешней ситуации. Отапливать дома все равно нужно, и отапливать будут газом. Обманут они инвестора, но тогда нужно потратить больше денег, и эти деньги уйдут за границу. Альтернативные проекты оставят эти деньги здесь. Если Минфин думает об экономике в целом, то это очень полезный процесс.

- Однако городским властям все равно, ведь они не из своих средств компенсируют стоимость газа.

- Им проще с газом, они ждут, что им дадут газ. Однако будут идти два процесса. Первый - газ будет, но в гораздо меньших объемах. Второй - газ будет дорожать. Возможно, даже быстрее, чем мы ожидаем.

Если зимой люди посидят в холодных квартирах, они будут подталкивать мэров к действиям. Те города, которые перейдут на альтернативу и обеспечат тепло в домах, будут очень популярны. Ведь есть города, которые уже делают это.

- Они смогут получить эти средства?

- Да, смогут. Первая идея была компенсировать средства только новым проектам, но потом ввели несколько ограничений, например, исключили ТЭЦ, и распространили механизм на существующие котельные.

Теперь существующие угольные или биомассовые котельные, отапливающие жилые дома, тоже получат компенсацию. Любая альтернатива газу получит эти средства.

- Каким будет тариф, если работать на угле?

- Думаю, на уровне щепы. Постановление сделано правильно. Оно дает экономический стимул для развития любого источника энергии, кроме газа. А на местах решайте, что вам выгоднее. Кто-то торф захочет, кто-то дрова, кто-то пеллету, а кто-то уголь. Здесь глобально две альтернативы: уголь и биомасса.

Однако биомасса выигрывает по экологическим критериям. Люди, как правило, отрицательно относятся к угольным котельным, не хотят жить рядом с ними. Даже угледобывающие регионы, например, Донецк, не хотят ставить угольные котельные.

Есть еще электричество, но оно будет выгодно, если использовать ночной тариф и существующие кабели выдержат дополнительную нагрузку. Есть оценки, что максимум 200 млн куб м газа в год в Украине можно заменить электричеством именно из-за ограничения пропускной способности существующих электросетей.

- Сколько времени займет переход?

- Если это крупный объект, то нужно строить не котельную, а ТЭЦ с выработкой электроэнергии и тепла. Этот вопрос уже относится к "зеленому" тарифу. Основной доход будет идти от продажи электроэнергии по "зеленому" тарифу.

Если будет принят один из подготовленных на эту тему законопроектов, то вопрос разблокируется. По нашим прогнозам мы может выйти на 2 100 МВт электрической мощности и более 6 тыс МВт тепловой. Это большая мощность, но она будет набираться из небольших ТЭЦ. Их будет более ста.

По нашим оценкам, замещение газа составит 2,3 млрд куб м в год. Мы считаем, что этого реально достичь до 2030 года. Сейчас, думаю, это произойдет быстрее.

- Украина по ресурсам готова к появлению таких мощностей на биомассе?

- Ресурсов в Украине достаточно. У нас в сумме где-то 27 млн тонн условного топлива в год - более 15% потребности Украины в энергии. В газе это больше 20 млрд кубов в год. Основная доля - аграрные отходы: солома, стебли, лузга.

Мы считаем этот ресурс, понимая, что его часть должна возвращаться в почву. Эти 27 млн тонн условного топлива - это только 30% того, что у нас есть. Европейцы же считают, что можно взять и 40-60%.

- Кто владелец этого ресурса?

- Тот же, кто владеет урожаем. Некоторые продвинутые агрохолдинги будут сами выстраивать цепочку: строить ТЕЦ и поставлять этот ресурс себе. Другая часть аграриев будет готовить топливо и продавать собственникам котельных и ТЭЦ.

- Стоимость ресурса изменится, если будет рынок?

- Будет два процесса. Сейчас биомассы много, но она в неподготовленном виде.

Первый - рост производства: появятся сборщики, хранилища, компании, которые будут оказывать услуги по подготовке и заготовке топлива. Второй - рост потребления. Мы считаем, что еще десять лет насыщения рынка не будет. Мощности станут вводиться постепенно.

Мы смотрим на европейские тенденции. Что у них происходит? Они отслеживают динамику цен на традиционные энергоресурсы, эта кривая каждый год растет. Цены на биомассу как топливо тоже растут, но динамика этого роста - ниже. Значит, с каждым годом переход на биомассу становится все выгоднее.

Аграрные отходы дают нам 14 млн тонн условного топлива в год. Отдельно идут лесные отходы. Они дадут 2,5 млн тонн топлива.

Кроме того, в Украине есть 4 млн га неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Мы прогнозируем использование 2 млн га из них для выращивание энергетических культур. На одном миллионе гектаров можно посеять силос на биогаз. На втором - твердую биомассу: вербу, тополь, акацию, мискантус.

- Кто это будет делать?

- Частные компании. Есть уже позитивный пример: член нашей ассоциации компания Salix energy. У них 1 500 га под ивой. Плантации заложены три года назад. В 2014 году - первый коммерческий сбор.

Они хотели успеть построить свою котельную до 10 МВт, но пока не выбрали место. До следующего отопительного сезона они все это сделают, и у них будет бизнес по продаже гигакалорий тепла, а не биомассы как топлива.

Они планируют продавать тонну ивовой щепы за 400 грн. Это уровень лесхозов. Они конкурентны с "лесом". Берут самые неплодородные земли, и таких мест много.

Если задействовать 2 млн га под энергетические плантации, это позволит заместить еще около 10 млн тонн условного топлива в год. Итого - 27 млн тонн топлива в год.

К тому же урожайность зерновых в Украине растет с каждым годом. Если мы будем и далее увеличивать урожайность, то и количество биомассы будет расти. Значит, цифра будет увеличиваться. Эти 4 млн га не используются уже более 20 лет, это самые неплодородные земли.

Революционность подхода, изложенного в постановлении №293, в следующем. Как всегда устанавливался тариф на тепловую энергию?

Нужно было идти или в НКРЭ, если это были возобновляемые источники, или НКРКУ (Национальная комиссия регулирования коммунальных услуг. - ЭП), если это тепло из газа и традиционных источников энергии. Комиссия считала им себестоимость, давала рентабельность около 3%. Так и формировался тариф на тепловую энергию.

Здесь изначально был подход следующий: вы получите 822 грн за Гкал независимо от себестоимости. Однако вмешался Минфин и настоял, что себестоимость будет рассчитываться, но при этом рентабельность будет составлять 21%.

Минфин собирается сэкономить еще деньги и стимулирует переход с более дорогих возобновляемых биомассовых источников на более дешевые. То есть генерацию заставляют вписаться в потолок 822 грн за Гкал, а не раскручивать себестоимость энергии и получать дотации из бюджета.

Сохранился существующий процесс утверждения тарифа, но запланировано вернуться к закону "О теплоснабжении" и дерегулировать сектор полностью. Если посмотреть на рентабельность компании, производящей тепло из газа, они получали 3%. Если производить тепло не из газа, то рентабельность растет до 21%.

Конечно, деньги, которые поступили на счет коммунального предприятия, - понятие весьма виртуальное. Директору котельной от этого ни холодно, ни жарко. Если же рассматривать производство тепла как бизнес, то им повысили рентабельность, и есть стимул переходить на что-то альтернативное.

Также правительство рассматривает возможность компенсации процентных ставок по кредитам для предприятий и населения, которые были выданы на покупку энергосберегающего оборудования. Об этом, в частности, идет речь в готовящемся плане мероприятий по экономии и замещении природного газа.

Правительственный план мероприятий по экономии газа. Нажмите, чтобы скачать

- Каковы параметры такого оборудования?

- Они будут прописаны отдельным документом. Например, в Дании это работает следующим образом для котлов на биомассе. Те, кто его устанавливали, должны были выполнить два условия: КПД выше определенного установленного значения, а эмиссия вредных веществ - не выше определенного уровня.

Все котлы проходят апробацию в специальном испытательном центре, получают справку по этим показателям и выходят на рынок. С сертификатом котла можно получить компенсацию определенной части средств - 20-30% от общей стоимости.

Это прямая субсидия нужного государству оборудования. У нас конкретика еще не определена, но должен последовать соответствующий нормативно-правовой акт.

Во Львовской области есть похожая программа, она предусматривает компенсацию двух учетных ставок НБУ. Потребителю такие кредиты на замещение газа обходятся в 4% годовых. Это постановление распространяет подобный подход на всю страну.

Также Кабмин собирается делать более реальные расчеты себестоимости тепловой энергии. Сейчас себестоимость рассчитывается "драконовскими" методами. Очень "размазана" амортизация - лет на 10-20, чтобы снизить себестоимость, не разрешается включать проценты по кредитам, занижена рентабельность.

Цель - изменить ситуацию, чтобы инвестор получал тариф, который полностью покрывает его себестоимость, а установленная рентабельность позволяла проектам окупаться в интересные для инвесторов сроки - максимум пять лет.

По сути, этот документ улучшает правила игры для инвесторов и открывается поле для инвестиций в проекты по замещению газа. Наши финансово-промышленные группы пойдут на такие проекты. Та же ДТЕК попробовала работать на рынке тепловой энергии в Киеве и ждет старта.

Если открывается законодательное поле, то она, думаю, пойдет в другие города. В первую очередь, внутренние инвесторы пойдут в этот сектор, они построят эти котельные и ТЭЦ, а от государства нужны просто правила игры.

- Произошло ли смещение в рентабельности "альтернативных" проектов после девальвации гривны?

- В основном, в области фотовольтаики, потому как технологии дешевеют еще быстрее. Там изначально был самый высокий в мире тариф. С апреля 2013 года этот коэффициент уменьшен с 5 до 3,5, но он остается самым высоким.

У Минтопэнерго есть идея оставить действующие коэффициенты для станций менее 5 МВт, а для больших объектов - уменьшить до уровня "ветра". В таком виде данная инициатива не поддержана профильным комитетом Верховной рады.

Предлагаемый комитетом законопроект "Об изменении некоторых законов относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии" решает назревшие в отрасли вопросы.

Сравнительная таблица
Пояснительная записка
Проект закона об изменениях к "зеленому тарифу"

Здесь заложена граница - 15 МВт - установленной мощности по "солнцу". Все, что ниже, получает высокий коэффициент для "солнца", все, что выше, кардинально понижается. Депутаты хотят, чтобы эта граница была на уровне 15 МВт, Минтопэнерго - на 5 МВт. Разница не такая уж и большая. Нужен компромисс.

Самые радикальные улучшения планируются по биомассе. Мы добились закрепления правильного термина "биомасса". Сейчас уже действуют ограничения по "местной составляющей" (доля отечественного оборудования в проекте. - ЭП). Их не может выполнить никто, кроме "ветра".

Законопроект отменяет "местную составляющую" для "солнца" и биомассы, а игроки сектора ветроэнергетики попросили им эти требования оставить.

Для биомассы повышены коэффициенты с 2,3 до 3 по биогазу, и с 2,3 до 2,7 для твердой биомассы. С этими коэффициентами мы становимся шестыми по величине этих коэффициентов в Европе - на уровне "ветра" и "воды".

Эти изменения важны, потому что именно электростанции на биомассе в режиме ТЭЦ дадут вклад в производство тепловой энергии и смогут сократить потребление газа. Только биомасса может генерировать энергию в режиме когенерации, в то время как все остальные источники дают только электроэнергию и газ сэкономить не могут. Мы будем заменять газ и в ТЭЦ, и в котельных.

- Противостояние тепловой энергетики и "альтернативы" продолжается? В чью пользу оно сейчас?

- В пользу угольной. Уголь имеет не коммерческую цену, а субсидированную. Тот же ДТЕК пользуется субсидированным углем. Уголь продается на станции по цене, которая существенно ниже его себестоимости. Эти деньги проходят через субвенции из бюджета. Если эти субсидии снять, подорожает электроэнергия.

Если вырабатывать электроэнергию из биомассы, я уверен, что мы сможем конкурировать со стоимостью электричества из угля по коммерческой стоимости. То есть они получают поддержку через субсидии, а мы - через "зеленый" тариф.

 

- А если посчитать все расходы государства по ТЭЦ и возобновляемым источникам после принятия законопроекта и постановления?

- Думаю, они уже сравнялись. Если не брать "солнце", то "ветер", "вода" и биомасса сравнялись с углем. Если считать уголь без субсидий. Со временем процесс обгона будет продолжаться. Возобновляемые источники будут дешеветь, уголь - дорожать.

Второй серьезный вопрос для угля: Украина взяла обязательства по выполнению экологических параметров на выбросы. Наши нормы намного слабее, чем в Европе, но мы должны выйти на европейские нормы к 2017 году.

ДТЕК и другие компании рассказывают, что это невозможно. Мол, выполнение норм требует затрат, сопоставимых по стоимости с новой станцией. Так что энергия угля перестанет быть дешевой с установкой модулей очистки. Если привести всех в равные экологические параметры и равные критерии субсидирования, то биомасса у угля начинает выигрывать.

- Каковы лоббистские возможности традиционной и возобновляемой энергетики в нынешнем правительстве?

- Раньше на примере биомассы мы видели, как этот сектор ограничивался на уровне законов. Сейчас же появилась межфракционная депутатская группа "За энергетическую независимость Украины". Возглавил ее депутат Домбровский.

Все документы, о которых мы говорили, разработаны с участием экспертной группы объединения. Все здравые вещи, которые мы предлагаем, попадают в проекты. Впервые за эти годы я увидел цивилизованное лобби альтернативной энергетики.

Также значительное влияние имеет миссия МВФ, под влиянием которой тарифы на газ, электроэнергию, тепло постепенно приводятся к рыночным, что тоже способствует развитию возобновляемых источников энергии.