План Гройсмана. Що приховує чергова податкова реформа
В Украине уже стало доброй традицией впопыхах менять правительство, и только после распределения министерских портфелей озвучивать приоритетные направления исполнительной власти.
Так произошло и с Кабинетом министров Владимира Гройсмана, который смог утвердить план действий на 2016 год лишь спустя полтора месяца после формирования министерской команды.
Причем сам премьер неоднократно заявлял, что это будет хорошо проработанная антикризисная "дорожная карта", которая позволит украинской экономике уже к 2017 году выбраться из рецессии.
Однако итоговый перечень реформ мало отличается от того, который был согласован правительством Арсения Яценюка еще в марте.
В связи с этим не совсем понятно, как намерен спасать Украину Гройсман, если он будет идти по стопам своего уволенного предшественника.
Дюжина обещаний
Одна из задач, которую поставил перед собой Кабмин, - налоговая реформа и реструктуризация Государственной фискальной службы и таможни.
Так, в части пересмотра налогового законодательства предусмотрено 12 шагов. Прежде всего, речь идет о ликвидации "пробелов" и сложностей в администрировании и возмещении налога на добавленную стоимость.
Для этого правительство поручило Минфину, Минэкономики и Минюсту подготовить законодательную базу для внедрения единого публичного реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС. Плюс ко всему, будут утверждены новые формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.
Возобновилась дискуссия об электронном кабинете налогоплательщика. Его появление должно минимизировать общение бизнеса и физлиц с представителями фискальной службы, а значит - снизить риски коррупции.
Будут гармонизированы базы ЕСВ и налога на доходы физлиц с возможностью подачи единой отчетности по этим сборам и их уплаты общей суммой. Инициированы новшества в части взимания акцизного налога с энергопродуктов - уголь и газ с "нулевой" ставкой попадут в перечень подакцизных товаров.
Также появятся одноуровневая система административного обжалования обязательств налогоплательщиками и процедуры медиации при рассмотрении жалоб. Планируется усиление контроля трансфертного ценообразования.
При ближайшем рассмотрении перечисленные инициативы действительно важны. Особенно изменения в сферах возмещения НДС и разрешения налоговых споров. Вместе с тем, предложенные правительством новации в Налоговый кодекс не только не революционные, но и в принципе не являются реформой.
К тому же, сроки разработки корректив в законодательство сдвинуты на третий квартал 2016 года. Это означает, что Верховная Рада за новые нормы будет голосовать в лучшем случае накануне новогодних праздников, в худшем - в 2017 году. Значит, их вступление в силу вновь отложится на неопределенное время.
Кроме того, в анонсированном Кабмином "упрощении, повышении прозрачности и качества администрирования налогов" нет и слова о пересмотре подходов к взиманию налога на прибыль, хотя дискуссия вокруг имплементации "эстонской модели" налогообложения распределенной прибыли получила поддержку.
Ничего не говорится там и о дальнейшем снижении налогового давления на доходы физлиц, о судьбе упрощенной системы налогообложения, в том числе спецрежима для агропромышленного комплекса, о ликвидации многочисленных неэффективных и откровенно бесполезных бюджетных сборов.
Все эти острые углы правительство обходит стороной, вновь пытаясь выдать очередные "косметические" изменения за нечто фундаментальное. Хотя в реальности налоговая система нуждается в глубокой и системной переработке.
Позиция бизнеса, независимых экспертов и международных партнеров в этом вопросе хорошо известна и не раз озвучивалась, но Кабмин, видимо, опять стремится задвинуть налоговую реформу в дальний ящик.
Реструктуризация 2.0
Не менее амбициозны идеи правительства в части реорганизации Государственной фискальной службы. Аргументы "за" логичны: повысить эффективность ведомства, минимизировать прямой контакт работников службы с бизнесом, уменьшить количество проверок.
Главный эффект, которого хочет достичь Кабмин, - сократить временные затраты на уплату налогов и сэкономить бюджетные средства на содержание фискалов.
Среди ключевых целей - оптимизация численности аппарата ГФС. Так, если к концу 2015 года количество ее сотрудников составляло 58 тыс человек, то уже к июлю 2016 года их число сократится до 41,1 тыс человек, то есть почти на 30%.
Параллельно будет проведена переаттестация для проверки профессиональных компетенций должностного состава ГФС. Она коснется в первую очередь сотрудников офиса крупных налогоплательщиков, работников центрального аппарата, руководителей областных подразделений.
Предполагается, что работа налоговиков будет оцениваться по конкретным результатам. Например, исходя из сокращения времени на административное обжалование, увеличения доли налогов, уплачиваемых добровольно.
Отдельно упоминается интеграция информационных систем налоговой и таможенной служб, внедрение института пост-аудита таможенных процедур и появление "единого окна" при прохождении контроля на границе.
Кроме того, правительство не отказалось от идеи ликвидации налоговой милиции и создания на ее базе "нерепрессивного" органа, задачей которого станет противодействие финансовым преступлениям.
Невзирая на важность упомянутых мер, многие болевые точки в работе налоговых и таможенных органов правительство в своем антикризисном плане не учло.
Речь о необоснованно большом количестве проверок, которым подвергается бизнес даже в обход различных мораториев и запретов, о произволе налоговиков при открытии уголовных производств без судебных решений, о слабом информационно-техническом обеспечения подразделений фискальной службы.
Не менее спорной остается инициатива по расформированию налоговой милиции, поскольку у правительства до сих пор нет четкого понимания, какими будут полномочия будущей службы финансовых расследований.
Самое главное - не станет ли эта служба "калькой" той же налоговой милиции с такими же карательными функциями и правом прессовать налогоплательщиков за любые провинности, но лишь под другой вывеской.
Еще не поздно
Если оценивать все эти инициативы без эмоций, то меры, которые правительство пытается выдать за налоговую реформу и реорганизацию фискальных органов, - это лишь исправление некоторых ошибок и "латание" огрехов в работе ГФС.
При этом фундаментально идеология налогового законодательства, которая сводится к максимально возможному сужению прав налогоплательщиков и почти безграничным возможностям фискалов, увы, не меняется.
И все же правительственный план - это больше рекомендательный документ, ориентир при разработке поправок в Налоговый кодекс и сопутствующие акты. Есть надежда, что в ходе консультаций с бизнесом, депутатами и МВФ Кабмин решится на полноценную реформу налоговой системы. Пусть и с опозданием.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.