Негарантовані вкладення. Як заманити іноземного інвестора
Находясь в кризисном состоянии, любая экономика нуждается в инвестициях, и Украина в этом смысле не исключение.
Инвестиции - это деньги, ценные бумаги и имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности для получения прибыли.
Вопросы, связанные с инвестициями, регулируют законы "Об инвестиционной деятельности" и "О режиме иностранного инвестирования".
При официальном оформлении инвестиций государство гарантирует иностранным инвесторам ряд преимуществ. В частности, иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации.
Государственные органы не имеют права реквизировать иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления спасательных мероприятий в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий. При этом иностранному инвестору гарантируется адекватная и эффективная компенсация.
Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду и моральный вред, причиненных им вследствие действий, бездеятельности или ненадлежащего выполнения госорганами предусмотренных законодательством обязанностей в отношении иностранного инвестора.
В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному инвестору гарантируется возвращение его инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины, а также доходов от этих инвестиций в денежной или товарной форме.
Государство также гарантирует беспрепятственный и немедленный перевод за границу прибыли и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях вследствие осуществления иностранных инвестиций.
Действующее законодательство Украины устанавливает для иностранных инвесторов национальный режим, то есть предоставляет равные условия деятельности с отечественными инвесторами.
Кроме того, осуществление иностранных инвестиций позволяет инвестору оформить постоянный вид на жительство в Украине. Однако для обеспечения инвестору возможности воспользоваться указанными гарантиями последний должен зарегистрировать свои инвестиции, что сопряжено с рядом сложностей.
При регистрации инвестиций инвестор попадает в такую бюрократическую переделку, из которой трудно выбраться без потерь времени, сил и нервов.
Например, немало проблем возникает с толкованием понятия "документы, подтверждающие фактическое внесение инвестиций".
Инспектор налоговой службы кроме выписки с банковского счета может потребовать заверенные государственным нотариусом учредительные документы, справки, приказы, протоколы, решения, ксерокопии, бухгалтерские документы, хотя законодательство этого и не предусматривает.
Кроме того, часто возникают проблемы с предоставлением информационного сообщения с отметкой налоговой инспекции о фактическом внесении инвестиции.
Закон "О режиме иностранного инвестирования" указывает, что инвестиции иностранных инвесторов считаются в валюте Украины и иностранной конвертируемой валюте по договоренности сторон в соответствии с ценами рынка Украины и международных валютных рынков.
"Договоренность сторон" для банка - это курс валют, указанный в уставе, а для регистратора - это курс валют на тот момент, когда были внесены инвестиции.
Однако дата внесения изменений в устав и дата инвестирования не могут совпадать: сначала регистрируется внесение изменений в устав, а уже после этого появляется возможность внесения инвестиций.
В итоге, инвестор попадает в безвыходную ситуацию, из которой надо найти такой выход, который удовлетворил бы и банк, и регистратора.
Существующие сложности регистрации иностранных инвестиций, безусловно, не способствуют активному привлечению иностранного инвестора в страну, в которой и без того не самый привлекательный инвестиционный климат, в которой идет война и достаточно высокий уровень коррупции и бюрократизма.
С другой стороны, отсутствие регистрации инвестиций лишает инвестора гарантий по получению прибыли и возможности возврата инвестиций.
В этом ключе положительной представляется инициатива Верховной Рады об отмене необходимости регистрации иностранных инвестиций. Законопроект предлагает упразднить государственную регистрацию инвестиций и заменить ее подачей статистической отчетности об осуществленных инвестициях.
Учитывая, что обязательность регистрации иностранных инвестиций лишь создает неоправданные преграды для бизнеса, а внесение иностранных инвестиций фиксируется учредительными документами и отображается в Едином государственном регистре юрлиц и физлиц-предпринимателей, представляется, что принятие указанного законопроекта очень актуально и целесообразно.
Процедура регистрации иностранных инвестиций утратила информационный смысл и является архаическим бюрократическим пережитком. Кстати, в большинстве европейских государств процедуры обязательной регистрации иностранных инвестиций не существует.
Надеюсь, в ближайшее время законопроект об отмене обязательной регистрации инвестиций примет Верховная Рада и подпишет президент.
После этого потенциальный инвестор сможет относительно беспрепятственно инвестировать в отечественную экономику. Останется только создать благоприятный инвестиционный климат и обеспечить надлежащее гарантирование иностранным инвесторам получение прибыли от их инвестиций.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.