Реформа ДФС. Тиск на бізнес лише посилюється
Организация Transparency International - TI - обнародовала итоги регулярного исследования, в котором оценивается степень коррупции в государстве. Эти результаты для Украины еще менее утешительны, нежели итоги Doing Business.
Представители TI обвинили высшее руководство страны в попытках сорвать запуск Специализированной антикоррупционной прокуратуры, а также представили статистику поборов в министерствах и ведомствах.
Неудивительно, что первое место по частоте коррупционных проявлений - у ГФС. С ними сталкивается почти 27% предпринимателей. Хотя еще весной 2015 года этот показатель был пусть и на мизерный 1%, но все-таки ниже.
Почему же на фоне попыток провести налоговую реформу, невзирая на борьбу между Минфином и парламентским комитетом по налоговой и таможенной политике, то есть между правительством и Администрацией президента, мировое сообщество не особо верит в успешность этой реформы?
Ответ, видимо, кроется в том, что дальше деклараций дело не заходит. Чтобы убедиться в этом, достаточно вернуться в начало 2015 года, когда главной Государственной фискальной службы стал Роман Насиров.
Министр финансов Наталья Яресько поставила перед ним задачу "перезагрузить" налоговые органы и перейти от "карательных" действий к выполнению сервисных функций, на которых и должна строиться деятельность ГФС.
Тем не менее, результаты работы "обновленного" руководства службы говорят об обратном: давление на бизнес лишь усилилось, а налоговики всячески пытаются добиться пополнения бюджета за счет карманов налогоплательщиков.
За примерами далеко ходить не нужно.
Проверки IT-компаний, их обыски, изъятие оборудования и документов, доначисление налогов, возбуждение уголовных дел, проблемы с возвратом НДС лишь усиливают уверенность в том, что надзирающие органы продолжают вести себя как полицейская машина, оспорить действие которой невозможно.
Судебная система, как известно, тоже требует глубокой реформы.
У чиновников же всегда есть оправдание. Например, накопленный долг ГФС по возмещению НДС, размер которого к началу ноября составлял почти 24 млрд грн, Насиров объясняет стремлением снизить нагрузку на бюджет, а также поиском якобы фиктивно заявленных к возврату сумм.
Бизнес тоже не безгрешен, но для чего вводилась система НДС-счетов, если в итоге сложности с администрированием и возмещением многократно возросли?
То, что свыше 40% жалоб, поступающих в адрес государственных структур, приходится также на ГФС, Насиров считает результатом активной борьбы с неплательщиками налогов, которые таким образом выражают свое недовольство.
Напрашивается вопрос: если деятельность налоговых органов настолько эффективна, зачем ГФС пытается обойти мораторий на проверки бизнеса, который закреплен Налоговым кодексом вплоть до 2017 года?
Зачем инициировать уголовные дела против налогоплательщиков и развязывать себе руки с помощью коллег из правоохранительных органов?
Что же мешает столь эффективному органу как фискальная служба провести обещанную реорганизацию, обновление кадрового состава, особенно на местах, и согласиться с тем, что сотрудники ГФС должны брать на себя финансовую и уголовную ответственность за несправедливо принятые решения?
Видимо, плохие оценки в рейтингах не так сильно пугают представителей власти, как необходимость вычеркнуть из действий служебных лиц коррупцию.
Если нынешняя попытка провести налоговую реформу потерпит фиаско, в следующий раз борьба за чистоту системы будет еще более сложной. Значит, и позиции Украины в глазах международных партнеров пошатнутся еще сильнее.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.