Нова податкова - старі схеми
Революция Достоинства создала необходимость кардинальной трансформации во всех ветвях власти. Спустя полгода пора подвести итоги трансформаций.
Журналист УП попробовал разобраться, что изменилось в работе важного финансовго механизма Украины – Государственной фискальной службы: и в делах, и в кадрах. В условиях кризиса и рекордной девальвации гривны изменения в этих сферах особенно актуальны.
Государственная фискальная служба Украины, ГФСУ, занимающая важное место в системе взаимоотношений "государство-общество", изменилась только номинально. Задекларированные реформы, как и принципы открытости, остались лишь декларацией.
Отчет о работе ГФСУ за последние шесть месяцев так и не опубликован. Это странно, учитывая тот факт, что ГФСУ возглавил представитель нового поколения успешных менеджеров Игорь Билоус.
Можно предположить, что закрытость информации вызвана плохими финансовыми показателями сбора налогов. На основании информации, доступной в СМИ, недобор в бюджет составляет 8,6 миллиардов гривен, долги по возмещению НДС предприятиям растут. Если бы не эмиссия Нацбанка, ситуация была бы катастрофической.
Учитывая недостаточное поступление денег, можно сделать вывод, что борьба с "налоговыми ямами" и конвертационными центрами не состоялась, или даже не начиналась.
Денег в бюджете не хватает, это факт. Для получения средств ГФСУ идет по проверенным свергнутыми предшественниками путям – увеличивает налоговую нагрузку на граждан.
Прежде всего, с 1 января 2015 года украинцы заплатят дополнительно 2% акциза при розничной покупке всех подакцизных товаров – алкогольных и табачных изделий, пива и нефтепродуктов.
По некоторым данным, в "тени" находится около 30% алкогольно-табачной индустрии. Ликвидация теневого рынка подакцизных товаров могла бы принести большие средства в госбюджет в долгосрочной перспективе – но это требует времени и квалификации. Куда проще просто взять деньги с населения.
15% с доходов на депозит граждан – также обязательны. Это ведь гораздо легче, чем увеличить поступления в бюджет, создав бизнесу условия для выхода из тени.
Те, кто занят предпринимательством, в полной мере ощущают "прелести" нового налогового администрирования.
Возмещение НДС как было непрозрачным, так и осталось. Бюджетная задолженность перед предприятиями продолжает расти. Под предлогом борьбы с незаконным возмещением НДС, выплаты по возмещению блокируются всем предприятиям без разбора. Плательщикам недовозмещен НДС в сумме 411 миллионов гривен. При этом, бюджетная задолженность на 1 мая – более 19 миллиардов гривен невозмещеного НДС, 13 миллиардов гривен активных к возмещению остатков НДС, и нонсенс – просроченных сумм налога 4,2 миллиарда гривен!
Руководство ГФС. Фото zn.ua |
При этом результаты поступлений в бюджет от упреждения незаконно заявленного НДС мизерные. Например на 1 мая – 257 миллионов гривен, на 1 апреля – 211 миллионов гривен.
Давление на бизнес продолжается. "Отжим" бизнеса стал не актуальным – налоговая сосредоточилась на выбивании средств в бюджет. Осталась схема с отказом в приеме отчетности. Отказ в приеме декларации используют как шантаж, чтобы выбить из фирмы деньги. Плюс новый повод – "подозрения в финансировании сепаратистов".
Электронное администрирование НДС, которое презентуется как гениальное нововведение, по сути, заморозит у предприятий пятую часть оборотных средств на спецсчетах. На фоне общей стагнации экономики, это приблизит часть бизнеса к банкротству. Драконовские НДС пытались протащить куда более реакционные правительства Кучмы и Азарова – а удалось, как ни странно, либералам Яценюку и Билоусу.
В результате будет первичный всплеск поступлений в бюджет, что позволит правительству дать красивый отчет. Но в перспективе – бизнес будет либо закрываться, либо уходить в тень, максимально уменьшая безналичный оборот.
Широко разрекламированный налоговый компромисс выгоден, прежде всего, олигархам и "обнальщикам". При правильно налаженной коммуникации, он позволит очень дешево легализовать "заработанные" капиталы.
Одно из ключевых обещаний Майдана – кадровая люстрация – не реализовано.
На 90% состав сотрудников налоговой остается прежним. К тому же новые назначения весьма сомнительны. В конце августе на должность Главного управления Миндоходов в городе Киеве назначен сын азаровского чиновника Григория Бондаренко. СМИ стала доступна информация о назначении директором координационно-мониторингового департамента ГФС Сергея Мищенко, ставленника бывшего министра внутренних Виталия Захарченко, который причастен к кровавым событиям на Майдане.
Контроль за координационно-мониторинговым департаментом позволяет в режиме он-лайн получать всю информацию о любом субъекте хозяйственной деятельности, а также подавать – или не подавать – предприятия в "черные" списки. Руководитель этого департамента, не отрываясь от монитора, может довести до суицида любого регионального руководителя налоговой, не говоря уже о бизнесменах.
Отдельная тема – система взаимоотношений между руководителями налоговой.
Один из заместителей Игоря Билоуса – Владимир Хоменко, замглавы ликвидационной комиссии, занимающейся финансовыми расследованиями, – фактически не подчиняется Билоусу. Ни в кадровых, ни в управленческих вопросах. Получается, Игорь Билоус – это просто ширма?
Вот и выходит, что основные достижения за полгода работы "реформаторов" – внедрение реформ, наработанных прошлой властью.
***
На головній - Ігор Білоус. Фото tsn.ua
***
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.