Вирватися з газової блокади
Россия идет на конфронтацию.
Выставленный Москвой счет за газ в размере 11,4 млрд долл и предложение перейти на авансовые платежи говорят о том, что уже в мае правительство будет искать альтернативные источники поставки топлива.
Возможно, в угоду своим политическим интересам Москва закроет кран.
По крайней мере, она близка к такому решению. На это указывает заявление Путина, будто львиную долю доходов РФ обеспечивает нефть - 194 млрд долл, а не газ - 28 млрд долл. То есть от экспорта газа РФ может временно отказаться.
Нет смысла обсуждать мотивы России - экономики и здравого смысла здесь мало. Другой, более важный вопрос, - как Украине вырваться из газовой блокады РФ.
1. Реверс.
В 2013 году по реверсным схемам Украина импортировала 2,2 млрд кубометров газа. В первом квартале в связи со скидкой закупать топливо в Европе было нецелесообразно. Сейчас, похоже, это единственный вариант начать отопительный сезон. При условии, что Украина договорится со Словакией.
Сегодня эта страна - ключевая в вопросе реверса. Однако на этом направлении есть одна принципиальная проблема. Украина не горит желанием тратить 20 млн евро и строить дополнительную трубу, а Словакия, имея долгосрочный контракт с Россией на транзит газа, не рискует идти на виртуальный реверс.
Пока Киев ищет виноватых в срыве переговоров со Словакией, время уходит, а время в данном случае играет против Украины. Очень важно подписать договор со Словакией до мая, иначе завершить работы до зимы не удастся.
2. Европейский энергетический союз.
Идея премьера Польши Дональда Туска создать Европейский энергетический союз хороша. Она лишает Россию возможности с помощью шантажа договариваться о поставках газа в ЕС на выгодных для себя условиях.
Если "Газпром" будет вести переговоры с одним субъектом, это кардинально изменит ситуацию. Главное, чтобы Украина стала полноправным членом этого союза. Тогда она сможет решить вопрос модернизации и использования ГТС.
Однако на создание такого союза уйдет не один год. Даже если эта инициатива найдет поддержку всех стран ЕС, нужно учитывать, что сегодня между РФ и странами ЕС действуют долгосрочные контракты, которые нужно выполнять.
3. Снижение потребления газа и его замещение другими источниками энергии. Как бы ни решился вопрос с поставщиками газа, дефицит в размере 30 млрд кубометров топлива есть, поэтому направить усилия нужно именно на замещение.
Володимир Путін. Фото ipress.ua |
Повышение цен на газ будет стимулировать население и местные власти сокращать потребление, но нужно, чтобы и государство не оставалось в стороне.
Без адекватной государственной политики процесс затянется на годы, в то время как четкий план действий со сроками, ответственными и инструментами реализации ускорит переход страны к энергонезависимости.
Например, за счет частичного перехода на твердое биотопливо при производстве тепловой энергии можно сэкономить до 7,5 млрд. кубометров газа. Кроме того, украинская промышленность вполне способна с нынешних 20 млрд кубометров снизить потребление до 12-14 млрд кубометров.
Таким образом, за счет внедрения проектов по энергоэффективности и замещения газа его импорт можно сократить наполовину, до 15 млрд кубов.
Конечно, как и в случае с Европейским энергетическим союзом, на это уйдет время. Однако начинать нужно было еще позавчера. Каждый день промедления на руку России - стране-агрессору, цели которой вполне очевидны.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.