Українська правда

Бот замість лектора, або Як змінюється сфера освіти

Хто задає тренди в освіті? Як на процес навчання впливає глобалізація? Чи "захопить" штучний інтелект сферу освіти? (рос)

Рынок образования, как и экономика, глобализируется.

В значительной мере этому способствует усиление позиций онлайн-обучения.

Сейчас сложно говорить о том, что тенденции развития образования диктуют какие-то отдельные страны, хотя, безусловно, некоторые европейские и американские классические университеты создают определенные тренды.

Мощная материально-техническая база, которой располагают эти учебные заведения, позволяет свободнее экспериментировать с инновациями — новыми формами обучения или интересным образовательным стартапом.

Иногда подобные эксперименты перерастают в тенденцию, как, например, зародившееся в начале десятилетия онлайн-образование.

Главные трендсеттеры — это корпорации. Они требуют, чтобы IT-специалисты постоянно учились, получали актуальные знания. Отрасль развивается настолько стремительно, что в некоторых дисциплинах образовательный контент меняется каждые полгода. Без слияния с индустрией успеть за переменами невозможно.

IТ-гиганты располагают мощным базисом для развития искусственного интеллекта, который постепенно будет внедряться в образовательные программы и инструменты. Вскоре мы станем свидетелями зарождения нового тренда.

Хотя, на мой взгляд, виртуальная реальность проникает в обучение уже давно. Это будет продолжаться в тех сферах, где дорого организовать обучение "у станка": в медицине, аэрокосмической отрасли, энергетике. В IT эта тенденция также может стать популярной за счет трансформации через геймификацию.

Уровень финансирования украинских учебных заведений вряд ли позволит оперативно внедрять передовые технологии в образовательный процесс.

Но если будет правильно организована связь с компаниями, заинтересованными в специалистах, то компании сами будут стремиться помочь студентам получить необходимые навыки, внедряя передовые новинки в обучение. Все это невозможно без качественных структурных изменений системы в целом.

О менторах, тьюторах и ботах

Два года назад крупная американская компания заявила, что для работы в IТ-отрасли нет необходимости в получении классического высшего образования, а формат "лектор — аудитория" устарел и не работает.

В наших вузах эта форма все еще активно практикуется, хотя постепенно набирают популярность дистанционное обучение и смешанный формат.

При смешанном формате часть материала осваивается самостоятельно, а затем он прорабатывается с ментором или тьютором — координатором, который помогает найти пробелы в знаниях и правильно выстроить траекторию обучения. Эти люди приобретают ощутимый вес, такое обучение становится трендом.

Массовые модели обучения, хорошо зарекомендовавшие себя, например, в Индии, для Украины не подходят. Нашей ментальности ближе индивидуальный подход. Кстати, это одна из мировых тенденций, частью которой может стать искусственный интеллект. Он поможет определять пробелы в знаниях, подсказывать, что нужно доучить и после проработать с ментором.

Индивидуальный подход невозможен без слияния с индустрией, которая дает базу для проектного обучения. Эта составляющая позволяет постоянно практиковаться. Работая над проектом, мы сами обучаемся и создаем образовательный контент. Другими словами, ошибки или успехи одного человека становятся своего рода мини-пособием для других.

К примеру, в ЕРАМ обмен опытом среди менеджеров разных уровней проводится на глобальном уровне и называется Managers' Mentoring Program.

С момента старта в 2014 году в ней приняли участие свыше 400 менторов и 1 тыс учеников (менти) из 22 стран. Успешно работают и менторинг-программы по узкопрофессиональным направлениям. Конечный результат каждой программы зависит от менторов, ведь ее суть в ее же названии — менторская.

Так и в университетской среде. Утверждаю, что украинское образование держится на персоналиях. В центре системы образования всегда будут находиться профессиональные преподаватели, способные сформировать правильный вектор развития студента. Для  будущих IT-специалистов это очень важно.

Бытует мнение, что в отличие от большинства других сфер, которые в будущем будут максимально автоматизированы, в образовании и медицине сохранится наивысшая пропорция присутствия "живых людей". Я разделяю это мнение.

Расширится само понятие "преподаватель". Оно будет включать в себя и менторов, и тех, кто передает свои знания, навыки, опыт. Ведь есть вещи, которым молодой специалист может научить своего опытного коллегу.

В образовательный процесс будет вовлечено больше людей, так как образовательный контент будем генерировать мы сами. Автоматизация поможет контролировать уровень знаний, проводить тестирования, хранить и систематизировать информацию о ходе обучения, но никакой искусственный интеллект не заменит интуицию и принятие решений на основе нашего опыта.

Возможно, бот и поможет при изучении программирования, но ни один робот не научит принимать правильные инженерные решения. Жизненный опыт как безусловную ценность ничто не заменит.

Lifelong learning — привилегия или неизбежность?

К сожалению, я не располагаю статистическими данными по Украине, сколько взрослых людей, получивших высшее образование, продолжает учиться. Мы говорим о формализованном обучении на заочном отделении или курсах.

Зато есть открытые данные по другим странам. Например, в Швеции и США продолжают учиться около 30% взрослого населения. Это во многом связано с глобальными процессами на рынка труда: автоматизация набирает обороты, люди теряют работу и вынуждены осваивать новые навыки или даже профессии.

IT-сфера — одна из передовых в lifelong learning. Здесь, не обучаясь, специалист быстро теряет свои позиции и ценность на рынке. Поэтому lifelong learning в данном случае — это необходимый способ поддержания конкурентоспособности.

К постоянному обучению нас подталкивает и digital-революция. Уже создано и выложено в открытый доступ огромное количество интересного качественного материала. Можно не только совершенствоваться в своей профессии, но и осваивать нечто нехарактерное: заняться музыкой, пройти спецкурс по физике или выучить еще один иностранный язык. Обилие возможностей увлекает.

Характерная тенденция для украинского IT-рынка — ежегодное увеличение количества свитчеров. Эти люди — самый яркий пример lifelong learning.

Если бы я был министром

Наш образовательный продукт становится неинтересен для продажи внутри страны, и это плохая тенденция для Украины. Выбирая, за какое образование платить, абитуриенты предпочитают не украинские вузы.

В 2015 году за рубежом обучалось около 66 тыс студентов-украинцев, а в 2017 году этот показатель достиг 72 тыс. Чаще всего абитуриенты выбирают Польшу, которая проводит агрессивную политику по их привлечению. К сожалению, украинские вузы, получающие госзаказ, пока не спешат с этим бороться.

Новый закон о высшем образовании дал широкие полномочия университетам, однако им по-прежнему не хватает финансовой автономии.

Исходя из того, что частное образование стимулирует конкуренцию, можно создать ряд частных вузов и стимулировать их развитие: предоставлять льготное налогообложение для бизнеса, который поддерживает такие инициативы, содействовать привлечению внешних и внутренних грантов и кредитов.

В отличие от развитых стран, у нас не хватает рычагов для контроля качества обучения. Контроль — непопулярная мера, но он необходим, причем осуществлять его должен заказчик, в данном случае — индустрия.

В реальности мы наблюдаем парадокс: обладая широкой автономией, университеты выпускают специалистов, не отвечающих требованиям экономики.

Университеты выпускают тысячи людей, а компании-работодатели вынуждены впоследствии самостоятельно переучивать молодых специалистов. Соответственно, ценность дипломов со временем нивелируется.

В последние время в нашей стране люди ІТ-бизнеса и люди, занимающиеся ІТ-образованием, стали прислушиваться друг к другу, корректировать свои действия под влиянием глобальных тенденций, появилось больше единомыслия.

Это сигналы к тому, что пришло общее понимание кризиса. Однако пока нет общего видения, как из него выбираться. Пока все новое держится на персональных инициативах, частных идеях и проектах. Готовы ли они к масштабированию в рамках страны — вопрос открытый.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
ІТ Польща освіта