Прощайте, брендові ліки!
Кабінет міністрів затвердив дві постанови (№ 862, 863), ухвалення яких повинно було стати одним з найбільш очікуваних кроків — як для фармацевтичного бізнесу, так і для українських пацієнтів.(Рос.)
9 ноября Кабинет министров утвердил два постановления (№ 862, 863), принятие которых должно было стать одним из самых долгожданных шагов — как для фармацевтического бизнеса, так и для украинских пациентов.
Предполагалось, что постановление № 863 введет так называемую систему реимбурсации препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2 типа и бронхиальной астмы. Постановление № 862 — должно было ввести специальное ценовое регулирование для соответствующих препаратов.
Эта идея приветствовалась всеми участниками рынка и общественностью, так как в Украине наконец-то могла появиться система, существующая уже много лет во всех развитых странах, которая позволит пациенту приобрести в аптеке конкретный препарат бесплатно или по значительно сниженной цене. Аптеки, в свою очередь, должны были получать компенсацию со стороны государства за такой препарат.
Это очень правильный шаг, так как реимбурсация призвана заменить давно дискредитировавшую себя систему государственных закупок, где закупаемые препараты далеко не всегда доходили до пациента на бесплатной основе.
Согласно публичным заявлениям КМУ и МОЗ, предложенные механизмы должны снизить стоимость лекарств, включенных в список реимбурсируемых. В перспективе эту систему планируется масштабировать до всех препаратов, включенных в Национальный перечень основных лекарственных средств.
Таким образом, это должно обеспечить прямой доступ населения к необходимым лекарствам, минуя коррумпированные звенья чиновников и врачей, задействованных в государственных закупках.
А бизнесу это должно дать прогнозированные гарантированные объемы закупок опять же без вовлечения в коррумпированную систему государственных закупок.
Однако после внимательного прочтения текстов указанных постановлений и проектов других подзаконных актов, которые "гуляли" в узких кругах, у многих экспертов восторг быстро сменился чувством серьезной обеспокоенности, плавно переходящим в панические настроения.
Поскольку при реимбурсации предполагается расходование бюджетных средств, за счет которых происходит возмещение стоимости лекарств, то вполне логично, что государство одновременно ужесточает регулирование цен на такие препараты, чтобы обеспечить эффективность такого расходования.
Предполагается, что усиление ценового регулирования в основном будет происходить через механизм "реферирования", то есть сравнения цены на конкретный препарат в Украине с ценами на аналогичный препарат в так называемых "референтных странах" — странах со схожим социально-экономическим положением.
В перечень таких стран, с которыми Украина будет сравнивать свои цены, вошли: Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и Латвия.
Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. Дело в том, что предлагаемый правительством механизм реферирования, по которому будет рассчитываться цена препарата, подлежащего возмещению, подразумевает, что под реимбурсируемую цену фактически смогут попасть только дешевые генерические препараты, существующие на рынке.
А инновационные брендовые лекарственные средства международных производителей (с высоким профилем безопасности и качества) в эту цену с большой вероятностью не попадут.
"Тогда почему бы таким производителям не снизить цену до реимбурсируемой?" Спросите вы.
Некоторые представители Минздрава, к слову, тоже придерживаются такой позиции и утверждают, что все иностранные производители просто должны снизить цены до реимбурсируемых, если хотят быть в Украине.
Однако люди, которые так рассуждают, явно плохо понимают экономические законы функционирования рынка и тот факт, что нельзя кого-то заставить быть на рынке, если условия пребывания на этом рынке ему невыгодны.
Цена на лекарственное средство в Украине, производимое международной компанией (Компания Х), формируется не в Украине. И формируется она не "с бухты-барахты", а на основе законов экономики и трансфертного ценообразования — и не из перспектив отдельной страны, а всего мира.
Это означает, что цена, по которой какой-либо импортный препарат продается в Украине, если и может снижаться, то только при определенных условиях и точно не в таких масштабах, как подразумевает предложенная Минздравом формула.
То есть, цена, рассчитанная по этой формуле, просто становится экономически невыгодной для международной компании, и у нее пропадает мотивация к продажам такого лекарственного средства на украинском рынке.
"Хорошо, тогда пусть такая международная компания не продает свои лекарственные средства по неподъемной для нее цене в рамках системы реимбурсации, а продает их, как и раньше, в аптеках и на государственных закупках!" Можете возразить вы.
Такая логика могла бы стать выходом из ситуации, хотя бы временно, пока правительство не поймет, что в реимбурсацию должны попадать не только самые дешевые, но и качественные инновационные препараты.
Но нормы принятых постановлений, к сожалению, установили требования к реферированию (то есть, значительному снижению цены) для всех препаратов этой группы — неважно, попадет ли конкретный препарат со своей ценой в реимбурсацию по факту или нет, но цена на него не должна превышать референтную цену, даже если такой препарат продается просто в аптеке.
При такой ситуации у международной Компании Х возникает выбор: либо снижать свою цену до экономически невыгодной и работать себе в убыток, либо уходить с рынка Украины в пользу рынков других стран. Как вы думаете, что выберет Компания Х?
Другой вопрос: кто в результате от этого пострадает? Правильно — украинские пациенты, которые по целому ряду тяжелых заболеваний просто не смогут найти препарат нигде — ни в больнице, ни в аптеке. И вопрос цены тут уже не будет играть роли, препарат вы не найдете.
Кто от этого выиграет? Правильно, черный рынок. Если вы страдаете от одного из указанных заболеваний (сердечно-сосудистые, сахарный диабет 2-го типа, бронхиальная астма), то вам придется покупать привычный вам импортный препарат, завезенный в страну контрабандой без каких либо гарантий его оригинальности, безопасности и качества.
Подобная ситуация, например, произошла в Азербайджане в 2015 году. Из-за игнорирования правительством страны реальных условий, в которых функционирует фармацевтический бизнес, с рынка исчезли лекарства европейского производства, а некоторые крупные компании-поставщики и вовсе приостановили свою деятельность.
Что же делать, чтобы такая важная и нужная инициатива не получила обратного эффекта и не привела к дефициту жизненно необходимых лекарств в Украине?
Во-первых, необходимо срочно обеспечить полноценный и эффективный диалог между всеми задействованными лицами — правительством, представителями бизнеса, общественностью и врачами.
Власть должна перестать воспринимать бизнес как врагов, желающих продать свою продукцию дороже, и принять их как союзников, готовых делиться наилучшим опытом, в том числе и опытом других стран.
Во-вторых, внедрение референтного ценообразования должно быть отсрочено до момента появления на свет хорошо продуманного эффективного механизма воплощения идеи реимбурсации, который будет понятен, и не будет нести таких рисков.
Как минимум, ужесточенный механизм ценового регулирования с помощью реферирования не должен применяться к препаратам, которые не попадут в реимбурсируемые из-за несоответствия цены.
Если продукт обращается на рынке со свободной экономической конкуренцией, где цена формируется с помощью природного соотношения спроса и предложения в условиях здоровой конкурентной среды, то регулировать на него цену с помощью административных механизмов — абсурд.
Это не соответствует существующим практикам европейских и других развитых стран, и это противоречит природе рыночной экономики — никогда ни один инструмент административного давления не сможет победить законы экономики в свободном рынке.
Компании либо найдут возможность их обойти, либо просто уйдут с рынка, что более вероятно в этом случае. А пострадают от этого, как всегда, украинское население и украинская экономика.