Українська правда

"Чорна п'ятниця", або Як глобалізуються українські покупці

П'ять років тому мало хто цікавився, на яке число припадає "чорна п'ятниця". А в 2016 році акції до цього дня проводять навіть продуктові рітейлери. (Рос.)

Мировой объем e-commerce-распродаж в 2016 году приблизится к 2 трлн долл. В Украине весь оборот e-commerce оценивается 2,3 млрд евро, то есть почти в тысячу раз меньше. Безусловно, нам еще далеко до мировых масштабов.

Однако нельзя сказать, что мы существуем вне мирового контекста. Напротив: постепенно наша онлайн-торговля глобализируется. Было бы странно, если бы в интернете можно было ограничиваться географическими рамками.

Украинские потребители уподобляются западным и азиатским. Одно из подтверждений тому — мировые праздники и распродажи.

Есть пример Дня влюбленных, давно и прочно вписавшемся в отечественный календарь подарков. Из свежих примеров — "черная пятница", отмечается в последнюю пятницу ноября, и День холостяка, отмечается 11 ноября.

Согласен, в их популяризации не обошлось без маркетологов. Масштабная распродажа — это повод напомнить о себе, выделиться, повысить лояльность клиентов. Однако никакие маркетологи не сумели бы "раскрутить" праздник, который не был бы понятен и интересен потребителю.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что пять-шесть лет назад мало кто интересовался, на какое число приходится "черная пятница". А в 2016 году акции к этому дню проводят даже продуктовые ритейлеры. Наверняка вы тоже обратили внимание, что и Хэллоуин отмечался масштабнее, чем в 2015 году.

Приведу пример из внутренней статистики F.ua. На графике видно, что в 2015 году всплеск посещаемости пришелся как раз на "Черную пятницу". Хотя накануне Нового года ничего подобного не происходило.

 

В 2016 году F.ua провел акцию ко Дню холостяка. Сам праздник — шутливая альтернатива Дню влюбленных, ведь в этой дате сходятся четыре единицы: 11/11. Первым обыграл это в торговле китайский маркетплейс Alibaba.

Тематических ограничений у акции нет, хотя праздник противопоставляется 14-му февраля со всеми его "плюшевыми" атрибутами.

У нас в акции участвовали все товарные категории. Как и ожидали, самыми популярными были сезонные товары, а также смартфоны и ноутбуки — обычно их караулят и стараются купить на минимуме цены. Маржинальность у них небольшая, 5-10%, поэтому скидки не такие значительные, как на одежные и обувные категории, где маржинальность может достигать 50%.

Самые популярные товары во время акции

1

Лампы

2

Зонты

3

Термобелье

4

Рыболовные снасти

5

Ноутбуки

6

Смартфоны

7

Швейцарские ножи и карты

8

Машинки для стрижки

9

Наушники

10

Посуда, термосы и термокружки

Приятно удивил интерес аудитории к микроскопам и домашним планетариям, эти товары попали в тридцатку самых популярных на время акции. Значит, покупатели не утратили любознательности и тяги к звездам. Либо среди них появились школы и учебные заведения, популяризирующие науку.

Сама распродажа на День холостяка принесла +10% по количеству покупок и +18% по среднему чеку по сравнению со среднемесячным показателем. Неплохо как для репетиции перед "черной пятницей".

Популярность скидок можно было бы объяснить падением доходов. Да, в такой ситуации снижение цены может стать важным мотивом для совершения покупки. Однако помимо цены потребителем движут еще два-три мотива, и у каждого из нас они свои: удобство, доставка, общение с персоналом.

К тому же, украинцы не одиноки в своем пристрастии к скидкам. Совсем наоборот. Привнесенные с Запада и Востока праздники потребления показали, как сблизились привычки западных, азиатских и украинских потребителей.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
ритейл інтернет