Чому дешеві страхові поліси купувати не варто
Автомобілісти купують дешеві поліси і в разі ДТП не можуть отримати відшкодування. Винні не тільки вони, а й держава. (Рос.)
Почему страховые компании продают полисы страхования гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств по разной цене?
Почему эта цифра может отличаться в два раза?
Этот вопрос не теряет актуальности, особенно в свете последних событий на страховом рынке.
В сущности, ситуация банальна. Например, вы клиент, который интересуется стоимостью полиса ОСАГО.
Вам сделано предложение от нескольких качественных и адекватных страховых компаний со стоимостью полиса 1 182 грн, место регистрации авто — Киев.
Вы замечаете, что некая страховая компания предлагает такой полис за 620 грн.
Подобный пример, к сожалению, не единичен.
Так что же происходит? Ответ на поверхности: пагубный демпинг при продаже полисов гражданской ответственности и отсутствие эффективной системы контроля этих процессов со стороны государства.
Невзирая на банкротства, много страховых компаний с завидной регулярностью невероятно демпингуют при продаже полисов ГО. И вопреки публичным огласкам их ненадежности находится много клиентов, которые такие полисы покупают.
Немного законодательной теории. Чтобы не попасть в мышеловку при покупке полиса ГО, нужно знать всего лишь несколько моментов.
Первый: стоимость полисов ГО устанавливается законодательством и не может меняться по желанию страховой компании. Второй: размер скидок за безубыточное вождение также устанавливается исключительно законодательством и не может быть увеличен на усмотрение страховой компании.
Исходя из этого, стоимость полисов у разных страховщиков на идентичные автомобили должна быть одинаковой. Однако реальная картина иная. Почему? Демпинг со стороны страховых компаний никак не контролируется государственным органом — Моторно-транспортным страховым бюро Украины.
Между тем, согласно действующему законодательству, каждая страховая компания ежемесячно отчисляет в пользу МТСБУ 5% от суммы реализованных полисов. При этом страховой компании разрешается допуск с "неправильными" полисами в размере 10% от общего количества проданных полисов.
Возникает вопрос: если из 1 тыс проданных полисов 90 выписано с нарушениями по цене, то к недобросовестным компаниям санкции не применяются?
Если количество "неправильных" полисов 10-15%, отчисления увеличиваются до 12%, 15-20% — 17%, свыше 20% — 22%. Вроде все логично, но какая разница, какой предусмотрен штраф, если СК не планирует выплачивать возмещения?
Такие правила игры не отбивают охоту у страховых компаний демпинговать. Особенно, если страховщик не планирует выплачивать возмещения.
Поэтому и возникает ситуация, когда "придорожные" страховщики продают полисы ГО в два раза дешевле их реальной стоимости, порождая обращения от возмущенных клиентов, полисы которых не зарегистрированы в МТСБУ.
Есть ли свет в конце туннеля? Очевидно, есть.
Во-первых, необходимо прямое урегулирование, когда страхователь обращается в компанию, в которой приобрел полис, в случае, если он является потерпевшим.
Во-вторых, следует ужесточить контроль со стороны государства. К примеру, за 5% полисов, которые не соответствуют законодательству, штраф — 25% от собранных премий, повторно — лишение лицензии.
Только так можно побороть правовой нигилизм и в СК, и в рядах потенциальных страхователей, поддающихся искушению при покупке дешевых полисов.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.