Нация равнодушных
Когда у всех на глазах сильные мира сего попирают закон, политики подменяют решение проблем популистскими манипуляциями, свободу слова продают оптом и в розницу, наше общество остается равнодушным. В результате страна медленно, но верно превращается в "другую Украину", где герои - рейдеры-бизнесмены, коррупционеры и нечестные политики.
Крылатое выражение "моя хата скраю" по праву может считаться девизом украинской интеллектуальной элиты. Несмотря на происходящие в стране драматические события, голос людей, которые должны быть совестью нации, либо не слышен, либо превращается в рупор политиков.
Порой складывается впечатление, что подавляющее большинство представителей "мыслящего класса" воспринимают себя не как интеллектуальную гвардию нации, а как профессионалов-наемников, продающих свои мозги любому, кто больше заплатит: только бизнес, ничего личного!
Может ли существовать страна с равнодушной элитой или ее ждет крах? Возможно, мы уже переживаем крах, просто "часовые нации" его не замечают - им его плохо видно из шикарно упакованных хат, рассованных по углам рекреационных зон украинской действительности.
Крах другой Украины
Слушая радио и телевидение, читая газеты и интеренет-сайты, мы каждый день узнаем, что страна уверенно идет в "светлое будущее": вступает во ВТО, просится в НАТО и ЕС, при этом правительство возвращает вклады в Сбербанке, повышает пенсии и зарплаты госслужащим, борется с коррупцией и инфляцией, развивает экономику...
Видимо, речь идет о какой-то другой Украине. Ее страна-двойник опустилась по уровню конкурентоспособности ниже Литвы, Польши, Казахстана, России и даже Румынии (данные World Economic Forum), по уровню коррупции заняла почетное место между Боливией и Мозамбиком (данные Transparency International) и - вдобавок - разработала и внедрила одну из самых сложных в мире систем налогового администрирования.
Индия и Китай, забыв о пенсиях и социальных выплатах, вкладывают деньги в образование и развитие науки. ЕС еще в 2000 году в качестве главного инструмента повышения конкурентоспособности избрал инвестирование в научные разработки. Доля же "другой Украины" на мировом рынке наукоемкой продукции составляет аж 0,1%, или 1% национального ВВП, хотя в 1991 году в ней было сосредоточено 6,5% мирового научного потенциала.
Иностранные эксперты наперебой говорят о том, что для успеха проекта "Украина" необходимо эффективно бороться с коррупцией, проводить дерегулирование внутреннего рынка, усилить судебную систему, снизить налоговое давление на экономику. В ответ наше общество аплодирует правительству, которое административными мерами снижает цены, вводит квоты и увеличивает социальные расходы.
Европа переживает кризис, не зная, как выполнить уже принятые на себя социальные обязательства. Цены на энергию и продовольствие растут, высококвалифицированные специалисты и бизнесмены прячут свои доходы от родного государства в странах с низкими налогами (чего стоит недавний скандал с высокопоставленными немецкими чиновниками), корпорации переносят производства в регионы с дешевой рабочей силой. Эксперты признают, что "новый мир" безжалостен к людям, не обладающим высокой квалификацией и образованием, а таковых 96% даже в США (Метью Слоттер).
В ответ украинская государственная пропаганда убеждает доверчивых граждан, что еще немного, и мы будем жить "как в Европе", да что там - как в раю. Главное - отобрать деньги у "олигархов" и раздать их народу.
Чего стоят постоянные разглагольствования о необходимости повышения заработной платы до европейского уровня. Действительно, оставим производительность труда такой, какая она есть, и повысим зарплату - очевидно, что весь мир будет покупать наши дорогие и некачественные товары просто из чувства солидарности с украинцами, назло китайцам и другим непритязательным трудоголикам.
А что же "интеллектуальная элита" и журналисты, чем они озадачены, что обсуждают? Спасают деревья, восхищаются искусством, участвуют в "толоках", "субботниках", политических баталиях, спорят о ПДЧ, обсуждают наряды и фотографии голых звезд. Говорят о чем угодно, кроме того, о чем действительно надо говорить и думать, - ведь приятнее заниматься тем, что с восторгом потребляется обществом. А завтра, кого волнует завтра этой "другой Украины"?!
Запретные темы
Скандал, как много в этом слове для сердца "райтера" слилось. Действительно, скандалы повышают тиражи, о них охотно пишут, однако есть набор очевидно "скандальных" тем, которые вряд ли будут освещены в украинских СМИ, если за них, конечно, не заплатят деньги. А ведь именно широкое обсуждение этих тем так необходимо стране для ее дальнейшего развития. Вот примеры...
Тема 1: рейдерство и "большие люди"
Когда судья Горяйнов в деле "1+1" решил, что закон ему позволяет принять во внимание только показания истца, но не ответчика, никто особо не возмутился. Где были наши видные журналисты, правозащитники, эксперты - совесть нации? Где были их личное мнение и гражданская позиция? Или нужно иметь юридическое образование, чтобы понять - принцип равенства перед судом является базовым, и общество не может позволить его нарушить. Кто-нибудь из тех, кто претендует на право говорить от имени народа, выступил открыто, сказал о том, что считает Горяйнова преступником, его решение - неправосудным, что таким людям не место в украинском судейском корпусе, что он дискредитирует Украину и разрушает ее экономику? Ничего такого, как воды в рот набрали.
И действительно, зачем возмущаться: Коломойский хотел забрать канал у Фуксмана с Роднянским, разве это наша проблема? Нет - их. Пусть они ее и решают. Они решили, а мы - нет. Теперь Горяйнов продолжает судить нас, а не совладельцев канала.
Случай "плюсов" не единичный, их масса. Вот судья Кощеев решает вопросы с киевской землей в Днепропетровске. Да, это запрещено, да, он не имел права даже принимать к рассмотрению спор об участке в селе Счастливое Бориспольского района, но... Все молчим, контора пишет...
Наверняка и владелец "Милкиленда" Анатолий Юркевич решит свои проблемы в Счастливом - средства позволяют. А молчаливое украинское общество снова останется наедине с судьями, готовыми и дальше нарушать закон, и их заказчиками, считающими нас бесправными холопами, ведь "горяйновщина" и "кощеевщина" нужны коррупционной системе - это ее топливо, ее деньги, ее плоть и кровь. А мы? А кто такие мы? Голосов-то не слышно.
Тема 2: цены и популизм
Ура и анафема регионалам! Они единственные, как мантру, повторяют слова о необходимости инвестировать в развитие национальной экономики, а не поедать все то, что можно проесть. На практике, правда, госинвестиции часто превращаются в "откаты" и бессмысленные проекты. Получается, что "оранжевые" - за народ, а регионалы - за его, "народа", будущее. Странная картина, в которую, опять же, не хотят вмешиваться украинские эксперты.
Наверное, это ложь, что административные меры по снижению цен на внутреннем рынке - не что иное, как очередная продразверстка украинских крестьян. Иначе почему не нашлось людей, готовых с высоты своего морального авторитета заявить, что мы должны платить справедливую цену на труд на земле и что эра "дешевой еды" закончилась?
Экспертное сообщество так живо обсуждает газовые войны с Москвой, но молчит о том, что любой успех Украины - лишь отсрочка, за которую мы должны быть благодарны тотальной неэффективности путинского режима, а не нашим политикам. Газовые войны длятся уже третий год, любое другое правительство за это время построило бы газопровод если не в Европу, так в Китай, и еще пару десятков заводов по сжижению газа для поставок в Америку и Японию. Вот тогда действительно все договора о поставках по 50, 100, 200 долларов за 1 тыс. куб. м газа превратились бы в бумагу. А ведь, в конце концов, так и произойдет, или мы действительно думаем, что "клятые москали" осознают свою "историческую вину" и будут дотировать нас до конца жизни?
Тема 3: "черноветчина", или Правда о друзьях
Сколько копий и стрел разбилось о голову Черновецкого. Действительно, осуществленная его командой раздача земли, как по масштабу, так и по качеству организации процесса должна войти в анналы истории если не Украины, то Киева.
Однако есть и другая сторона медали, о которой молчат как экспертное сообщество, так и журналисты. Если Черновецкий смог буквально за два года увеличить городской бюджет в четыре раза, то сколько же воровалось и разбазаривалось до него? Кого стремятся привести к власти "оранжевые" (или бывший мэр Омельченко - теперь не член пропрезидентского блока?)? Такое избирательное зрение может стоить Киеву избрания новой, еще более никчемной и вредной власти - или это такое национальное правило хорошего тона - говорить правду только об оппонентах, но не о своих друзьях?
Нет совести - нет страны
В физике известен принцип, согласно, которому пока с каким-либо физическим объектом не наблюдается взаимодействие, он считается несуществующим. Если применить этот принцип к украинским реалиям, окажется, что у нашего общества нет совести, или эта совесть проявляет себя как-то очень избирательно, как бы не замечая самых неприятных и конфликтных, а потому запретных тем.
Когда у всех на глазах сильные мира сего попирают закон и грабят слабых, когда политики подменяют решение реальных проблем популистскими манипуляциями, когда свободу слова продают оптом и в розницу, наше общество продолжает молчать и оставаться равнодушным. В результате наша страна медленно, но верно превращается в ту самую "другую Украину", где героями, лучшими членами общества и примером для подражания являются рейдеры - бизнесмены, коррупционеры и нечестные политики.
И если они - рейдеры по закону, то те, кто должен говорить и молчит, - "рейдеры" в душе. Ведь их (и наше) равнодушие отнимает у нас надежду на лучшее, веру в то, что все может быть по-другому, что мы будем жить в действительно сильной и богатой стране, все то, что отличает настоящую Украину от той другой бесхозной страны, расположенной где-то между Россией и Европой.
P.S.: Мой личный вклад? Во-первых, эта статья, а во-вторых, проект "Рейтинг черных судей", см. BlackJudges.com.ua, который я предлагаю обсудить всем заинтересованным и неравнодушным, а также обязуюсь реализовать, если он найдет поддержку среди экспертного и юридического сообщества.