Инфляция лечится. Политическая шизофрения - нет
Вполне очевидно, что Виктора Андреевича заботит одновременно: увеличение расходной части бюджета, уменьшение его дефицита, полновесное финансирование социальных программ и, как венец всего этого, недопущение роста инфляции. Удивительное - рядом, как сказал поэт.
Признаюсь честно: меня терзают смутные сомненья. Вот есть некие меры правительства и НБУ по преодолению инфляции. Сразу заметим, что это очень хорошо - что речь идёт именно о совместных мерах Кабмина и Нацбанка. Надо бы их обсудить - на предмет эффективности и последствий. Да вот сомнения, повторюсь, терзают. То есть обсуждать меры по торможению инфляции, конечно, можно и нужно. И если бы дело сводилось к чистой экономике - такое обсуждение было бы одним сплошным удовольствием.
Но живём-то мы на вяло действующем политическом вулкане: сплошной горячий пар и сероводородные выбросы. Это вносит - и в нашу инфляцию, и в меры по борьбе с ней - невыразимый аромат политической составляющей. А политика - суть "предмет тёмный и лечению не подлежит". Подлежит она, болезная, только постоянному наблюдению. И что же мы наблюдаем?
Прежде всего - наблюдаем неясность по двум вопросам: кто, в конце-то концов, определяет политику правительства - премьер или президент? Второй вопрос, родной брат первого: как долго продержится этот Кабинет? Как можно всерьёз браться за обсуждение антиинфляционных - да и любых других - мер правительства, если президент никак не оставляет его своей отеческой заботой? Молодцы, ребята с Обкома - не поленились посчитать: "из последних пятнадцати сообщений, размещенных на сайте Ющенко под рубрикой "Секретариат президента", десять (!) посвящены многочисленным недостаткам в работе Тимошенко и ее правительства". Но это они посчитали на 27 февраля. С тех пор в полку ценных указаний прибыло: президент высказался по поводу поправок к действующему бюджету. Угадайте, в каком ключе высказался президент? Правильно - ну в очень конструктивном.
Читаем: "президент требует увеличения расходов для Минобороны на повышение боеспособности Вооруженных Сил Украины, увеличения объема финансирования "для обеспечения введения в эксплуатацию более 500 км дорог государственного значения". "Отдельным вопросом стоит обеспечение сбалансирования финансовых потоков НАК "Нафтогаз Украины", - говорится в письме Ющенко. По его мнению, предложения правительства по дополнительному финансированию компании за счет Государственного бюджета, дивидендов и т. п. оставляют несбалансированными доходы и расходы НАК "Нафтогаз Украины" на сумму минимум 3,5 млрд гривен.
"Обращаю ваше внимание на тот факт, что финансовый план НАК "Нафтогаз Украины" в нарушение требований указа президента от 14 февраля 2008 года № 122 до сих пор не утвержден", - пишет Ющенко".
Вполне очевидно, что Виктора Андреевича заботит одновременно: увеличение расходной части бюджета, уменьшение его дефицита, полновесное финансирование социальных программ и, как венец всего этого, недопущение роста инфляции. Удивительное - рядом, как сказал поэт. Не столь очевидна другая загогулина: в полномочиях президента Украины не оговорено право главы государства издавать указы по вопросам экономики.
Зато есть РНБО, на которой можно пристально рассмотреть любой вопрос - от Нафтогаза до приватизации. А уж потом - по итогам рассмотрения, президент издаёт указ, ясное дело, обязательный к исполнению. Такой нехитрый фокус-покус позволяет президенту вроде как и Конституцию не обидеть, и почувствовать себя немножко премьером. Нет, премьером - для деятеля такого масштаба - это мелко. Сверхпремьером - вот самое оно. Ты вроде как руководишь, указываешь и распекаешь, а ответственность за результат всего этого раздолья несёт кто-нибудь другой. В общем, это - почти то же, что чувствовать себя лидером нации...
Впрочем, мы несколько отвлеклись. В данном случае наша задача не сводится к анализу чувствований человека, единого во многих лицах. Наша задача - попроще. Всего лишь - заметить, что борьба с инфляцией должна происходить из одного центра. Если, конечно, мы искренне хотим, чтобы эти мероприятия увенчались успехом. Ведь не даром я так радовалась в начале статьи тому, что предлагаемые антиинфляционные меры согласованы между Кабмином и Нацбанком. Будем считать, что два этих уважаемых учреждения готовы действовать как единый и единственный центр. Вот тогда можно приступать к обзору предлагаемых мер.
Нынешнее правительство "стартовало" с наследственной инфляцией в 16,6% годовых. Всем уже известно, что в этой печальной цифре есть доля: роста цен на энергоносители; роста цен на продукты и прочие товары и услуги; банковского мультипликатора; "залповых" социальных выплат. Вот, в основном, всё. И что с этим "всем" можно поделать?
Меры правительства (в том виде, в каком они доступны вашему автору) представляют собой стандартный "джентльменский набор борца с инфляцией". Понятно, что с "банковской" составляющей должен в основном работать Нацбанк: повышать учётную ставку, менять нормы резервирования, ужесточать требования к ликвидности. Что он, Нацбанк, с успехом и делает. Но мы не зря назвали эту составляющую "банковской", а не монетарной. Потому, что опасно не то, что деньги множатся в банках, - банки на то и придуманы, чтобы растить деньги. Опасно, когда начинают неконтролируемо "размножаться" лишние, инфляционные гривны. И операция, называемая в простом народе "стерилизацией избыточной денежной массы", - это уже задача не только НБУ, но и Кабмина.
Кабмин, в частности, предлагает "отоваривать" лишние деньги за счёт увеличения импорта нефтепродуктов и зерна. Ну и за счёт "выбросов" из Госрезерва. Но закупки в Госрезерв - это отдельная песня, так что остановимся на импорте. Увеличивается количество товара, удовлетворяется спрос, возрастает конкуренция, и, как результат - нормализуется цена. То есть предлагается такая себе товарная интервенция руками благодарных импортёров. Поскольку цены на зерно и нефтепродукты в высокой степени определяют планку для всех остальных цен, правительство можно понять. В "Мерах" записано, что приманивать импортёров будут "за счёт снижения ввозных пошлин". Но ведь таможенно-тарифное регулирование - прерогатива ВР. Так что это - если парламент захочет. Причём вашему автору упорно кажется, что снижением пошлин дело не ограничится - ибо самый лучший стимул для импорта - ревальвация национальной валюты...
Далее. Административные меры. Сдерживание роста тарифов, ограничение торговых надбавок, изничтожение торговых же посредников. Можно, конечно и такие меры принимать, да вот вопрос: насколько они будут эффективными? Не, всем понятно, что наша экономика малёха перекошенная, местами монополизированная и теми же местами весьма нерыночная. Так что административное вмешательство - это плохая, но замена "невидимой руке рынка". Но. Исполнители - кто? Ведь те же надбавки и те же посредники - парафия властей на местах. А вдумчивый читатель наверняка ещё не забыл недавнего выступления трио назначенных губернаторов, громко исполнивших ораторию: "Кабмин пусть нам отдаст 10% от налога на прибыль предприятий, и тогда мы (может быть) ограничим торговые надбавки на местах". И сделалось как-то кристально ясно, что админмеры на местах вряд ли будут эффективны. Заметьте, я не сказала слова "саботаж".
Ну и, наконец, главная "мера", высшая мера: бюджетная экономия. На фоне аврального погашения долгов Газпрому, уже сделанных и ещё предстоящих выплат долгов Ощадбанка, пожеланий президента, аппетитов парламента - говорить о бюджетной экономии могут только неисправимые оптимисты. По скромным наблюдениям автора, даже если в бюджете урезать всё, кроме социалки, задействовать эту меру будет очень трудно. По абсолютно политическим мотивам, в которые смело можно зачислить и пожелания президента, и уж, тем более, - аппетиты парламента, готового в любой момент удариться об землю и обратиться белой лебедью. В смысле - "обновленной коалицией". До экономии ли тут?..
P.S. А меры правительства по борьбе с инфляцией - вполне неплохие меры. Так что, я думаю, с инфляцией все будет более-менее нормально. Это со страной у нас что-то не так...