Вакансия: политрук по работе с элитой (Часть ІІ)
Биржа как метафора импотенции правящего класса
Взглянем, например, на институт фондовой биржи, технически не очень сложный в создании, но совершенно незаменимый для страны, занимающей или собирающейся занять достойное место в современном глобализованном, динамичном мире.
Фондовая биржа выполняет несколько важных функций в динамичной, свободной экономике.
Во-первых, она служит инструментом, которым коммерческие предприятия могут привлекать капитал для собственного развития. Необязательно эти предприятия должны быть полностью частными, как свидетельствует опыт китайского фондового рынка, в большой мере оперирующего бумагами государственных или полугосударственных предприятий.
Фондовая биржа позволяет использовать сбережения граждан для внутренних инвестиций. Тысяча гривен ежегодных сбережений от нескольких миллионов украинцев, которые уже сейчас могут себе позволить такие накопления – это миллиарды гривен инвестиций. Деньги граждан, инвестированные в экономику через фондовую биржу – необязательно проходят через коррупционноемкие механизмы государства.
Чтобы получить инвестиции от миллионов граждан - достаточно показывать экономические результаты: конкурентоспособность, перспективу, способность вернуть инвестиции стабильными и высокими доходами.
Гражданин необязательно будет инвестировать в убитые шахты или равноубитое сельское хозяйство, как это делает государство. Ему может понравиться индустрия программного обеспечения, телекоммуникации, логистика или вложения в инфраструктуру или альтернативные источники энергии, словом, в то, что обеспечивает ту самую диверсификацию экономики, о которой так якобы печется за счет остального народа (не забывая при этом ни себя, ни своих милых друзей) правящий класс.
Фондовая биржа – это коллективный процессор информации, своего рода экономический мозг нации, трансформирующий тысячи атомарных экономических, социальных и политических событий и тенденций в более или менее оптимальное, но наверняка более эффективное, чем государственное, распределение капитала.
Отклик биржи на экономические акты правительства более правдив и быстр, чем то, что показывают опросы общественного мнения. Биржа показывает, доверяет ли экономически активный класс политике правительства или ищет другие возможности для приложения своего капитала.
Торги на фондовой бирже – это мириады сделок, когда доли в публичных предприятиях переходят из рук в руки рутинно, эффективно и безболезненно, то есть, без помощи пещерных автоматчиков в масках. В этих сделках нет ни русскоговорящего, ни украиноговорящего, ни библейского эллина, ни иудея. Когда тернопольчане владеют долей в металлопрокатном заводе на востоке страны, а харьковчане – долей в пивном заводе во Львове, это более эффективно цементирует нацию, чем обязательный перевод фильмов на государственный язык. Экономический цемент прочнее.
Работа биржи основывается на доверии и сама производит доверие – продукт социальной жизни нации, который невозможно насадить сверху, актом премьера или распоряжением президента. Государство может лишь создать почву, на которой доверие приносит больше плодов, чем взаимное недоверие.
Видимо, такой почвы в стране не существует, потому что фондовая биржа в Украине практически не функционирует. Сухие статистические данные демонстрируют размер отставания от тех стран, с которыми Украину имеет смысл сравнивать.
Торговая система | Дневной объем, млн $ | Сделок в день | Годовой объем, млрд $ (оценка) | ВВП страны, млрд $ | Торги на фондовом рынке/ВВП |
Украина,ПФТС | 12 | 100 | 3 | 80 | 3% |
Россия, РТС | 1800 | 40000 | 450 | 733 | 60% |
Польша, WSE | 500 | 70000 | 120 | 337 | 35% |
Чехия, PX | 200 | 2000 | 45 | 120 | 35% |
Венгрия, BUX | 115 | 6700 | 27 | 115 | 24% |
В этой таблице мы собрали данные об объемах торгов на нескольких фондовых биржах вокруг да около Украины. Для того, чтобы вскрыть значимость роли, которую играет торговая система в экономике страны, мы сопоставили объем торгов с валовым внутренним продуктом.
Позорные три украинских процента в последней колонке – не только еще одно свидетельство экономической импотенции нынешней украинской элиты, неспособной создать почву, на которой растут эффективные экономические и социальные институции.
Может ли биржа, оперирующая двенадцатью миллионами долларов в день, служить экономическим термометром для общества и самого правящего класса? В известной степени да, иначе на графике индекса ПФТС не наблюдались бы такие разительные отличия между условно-"демократическим" оранжевым интервалом и условно, назовем его, "республиканским", голубым интервалом. Темпы роста биржевого индекса в "голубой" период явно выше.
Говорит ли это достаточно недвусмысленно о недостатках экономической политики условно-демократических правительств, - недостатках, из которых последние могли бы делать политические выводы? Возможно. Даже маленький термометр может показывать правильную температуру. Но карликовая биржа щупает слишком маленькую долю экономики для того, чтобы служить надежным индикатором.
Три процента участия фондовой биржи в экономике страны – это образ микроцефала, урода с куриными мозгами. Комически карликовая фондовая биржа, наряду с тремястами миллиардами долларов в год отставания от Польши, это результат интеллектуального лидерства украинского правящего класса - начиная от политиков с комсомольско-профсоюзной родословной, чиновников с мерседесной чесоткой и заканчивая журналистами, политическими консультантами и оплачивающими их труд олигархами.
Понять, почему биржа в Украине, как и многие другие институции, позаимствованные у более успешных стран (включая и мегаинституцию – собственно государственную независимость), не работает, поможет злободневный пример.
Как сообщала "Экономическая Правда" со ссылкой на "Коммерсант-Украина", Государственная комиссия по ценным бумагам приняла проект распоряжения, согласно которому права государственных представителей на биржах значительно расширяются. В обязанность чиновников будет входить наблюдение за тем, чтобы на биржах не торговались неположенные акции, а также право останавливать торги в случаях "нестандартных торгов", а также "манипулирования ценами".
Государственная комиссия по ценным бумагам выступила в данном случае институтом, разрушающим механизмы доверия и самоорганизации в обществе. Акт этот - типичен для украинского государства, без существенных изменений перенесшего систему управления обществом из унылого и безнадежно архаичного советского государства.
Биржа, как и другие рыночные институты, как, например, рынок труда – это место (реальное или виртуальное), куда владельцы товаров и капитала приходят по доброй воле заключать взаимовыгодные контракты. Правила, по которым функционирует такой институт, должны устанавливаться самими участниками. Благотворная роль государства же состояла бы в создании условий, когда участники, которым не нравятся сложившиеся правила, могли бы найти или создать альтернативную площадку для заключения взаимовыгодных сделок, а в случае возникновения споров, которые невозможно решить в рамках самой институции, они имели бы возможность вынести их в судебные инстанции.
Если участники биржи находят нужным торговать каким-то инструментом, не торговать каким-то инструментом, допускать свободные колебания цен или самостоятельно ограничивать торги в случаях экстраординарных, это должно быть их правом. Таким же, каким является установление правил там, куда люди приходят по доброй воле и откуда уходят по доброй же воле, если им эти правила не нравятся – в семье, в компании байкеров или гопников, или в дворовом доминошном клубе.
Правила функционирования биржи как общественного института должны устанавливаться участниками биржи – инвестиционными и пенсионными фондами, которым граждане доверяют свои сбережения, банками, участниками торгов, словом, теми, кто заинтересован в живом и эффективном рынке ценных бумаг. От граждан, критически относящихся к своему государству, мы должны бы были слышать протесты на любое ограничение их свободы. Их хотелось бы слышать. Но их пока не слышно. И пока их не слышно – государство будет отрезать кусок за куском от свободы граждан.
Узурпация прав граждан Государственной комиссией по ценным бумагам ничем, в принципе, не отличается от каскада узурпаций в институциях правящего класса, которые мы имели честь наблюдать в течение последних месяцев.
И здесь хотелось бы подчеркнуть прямую связь этих узурпаций с отсутствием критического подхода, о котором мы писали в начале заметки. Допуская узурпацию своих прав – многочисленными комиссиями, мэриями, обладминистрациями, милицией, прокуратурой, министерствами и ведомставми – граждане не просто создают вакуум, в котором государство расползается, как уродливое нефтяное пятно по воде.
Наглея, не сдерживаемое ничем, кроме, разве что, сердобольных соседних стран, на которых ему вскоре становится наплевать, государство начинает производить вместо закона – беззаконие, вместо защиты – угрозу жизни и безопасности граждан, вместо порядка – хаос и бессмыслицу, вместо плодородной инфраструктуры и условий для свободы граждан – барьеры, ямы и ухабы в их жизни.
Что же из этого следует? Следует шить!
Отсутствие эффективных институций в стране, работоспособных механизмов управления и самоуправления – результат более чем пятнадцатилетней умственной работы правящего класса. Олигархов, которые, как подростки, не выросшие из штанишек девяностых годов, решают вопросы перераспределения капитала в экономике при помощи автоматчиков.
Это интеллектуальный "доробок" политиков, которые приходят в Раду, как на тусовку бомонда – политики-мужчины в костюмах для арабских шейхов и их отпрысков и нелепые политики-женщины в неуместных попугайских нарядах из бутиков. И – результат работы нижнего, обслуживающего правящий класс слоя элиты, журналистов и консультантов, которые смотрят на мир уже не из маршрутки, а из такси, персонального авто, а кто – и из чиновничьего членовоза, и уже поэтому, оторвавшись от народа на микроскопическую высоту, так, что украинская повседневная пена не заливает уши и ноздри, испытывают оргазмоподобное чувство непрекращающегося самодовольства и интеллектуального покоя.
Рассмотренный пример такого рахитичного института – фондовой биржи – показывает, что украинские граждане в массе своей еще не готовы к высокому взаимодействию с государством: не "за" правящий класс, не "против" него, а лицом к лицу, выпрямившись.
Эффективные экономические институты вроде фондовой биржи редко создаются актом государства для граждан. Они создаются экономически активными гражданами по своим потребностям.
Там, где нет потребностей – нет и не будет механизмов их удовлетворения.
И здесь мы возвращаемся к нашим баранам – к украинскому правящему классу.
Там, где нет потребностей в талантливой элите – она и не появляется. Там, где нет потребности в эффективном государственном управлении, там, где гражданин не спрашивает себя – зачем ему институт премьерства, президентства, на кой ляд ему министерства, верховные рады, какую роль эти институты играют, а какую – должны играть в жизни гражданина, там нет ни эффективного государственного управления, ни достойной политики.
Там, где гражданин позволяет собой управлять как угодно, лишь бы человек был моральный и крепкий хозяйственник – гражданином управляют из рук вон плохо подлецы, невежды, воры и негодяи.
И все-таки даже там время от времени открываются бреши в стенах, окна возможностей, двери будущего. Сейчас, когда в верхнем эшелоне правящего класса - комическая неразбериха и беззаконие, настал именно такой момент. Момент, когда картинка расплылась, когда ее можно было бы перерисовать заново, когда можно было бы совершить отчаянную попытку переделать микроцефала по-своему, выдумать Украину изнутри, из того, что наболело за пятнадцать убитых нынешним правящим классом лет.