МВФ обновил негативный сценарий: улучшил прогноз ВВП Украины на 2024 и ухудшил на 2025
Международный валютный фонд (МВФ) по итогам четвертого пересмотра программы расширенного финансирования EFF Украины обновил базовый сценарий по Украине на 2024 год. Если ранее Фонд прогнозировал рост ВВП на 3-4%, то теперь этот показатель уменьшен до 2,5-3,5%.
Об этом говорится в материалах Фонда.
Что касается инфляции, то ранее она прогнозировалась на уровне 8,5%, теперь - 8%.
Международный валютный фонд иакже обновил негативный сценарий, в котором сохраняется предположение о более интенсивной войне, которая продлится до конца 2025 года, передает "Интерфакс-Украина".
Фонд улучшил прогноз ВВП на этот год и одновременно ухудшил его на следующий.
"Теперь предполагается, что шок начнется в третьем квартале 2024 года по сравнению со вторым кварталом 2024 года в третьем пересмотре. Сокращение экономики достигнет 1,7% в 2024 году по сравнению с ростом в базовом сценарии на 2,5-3,5%", - сообщается в материалах МВФ.
В предыдущем негативном сценарии МВФ оценивал возможный спад экономики Украины в этом году в 4%, но при этом предполагал его прекращение и нулевой рост в следующем году, тогда как теперь Фонд считает, что при негативном сценарии в следующем году экономика Украины сократится еще на 1%.
"Согласно прогнозам, сохраняющийся дефицит энергоресурсов приведет к снижению производства в 2025 году, что повлечет дальнейшее сокращение ВВП на 1% в 2025 году по сравнению с третьим пересмотром", - пояснил МВФ.
Фонд ожидает, что более затяжная война повлияет на экономические настроения, доступность энергоносителей, темпы возвращения мигрантов, потребности в бюджетных расходах и экспортный потенциал.
В обновленном негативном сценарии оценка дефицита торгового баланса в этом году увеличена на $1,3 млрд - до $34,4 млрд, в следующем году - на $0,7 млрд, до $26,0 млрд по сравнению с соответственно $27,8 млрд и $32,2 млрд в базовом варианте.
Повышена также и оценка дефицита текущего счета с 7,9% ВВП до 8,6% ВВП в этом году и с 1,4% ВВП до 1,7% ВВП в следующем году, тогда как в базовом сценарии эти показатели прогнозируются на уровне соответственно 5,8% ВВП и 6,9% ВВП.
"Дисбалансы на валютном рынке снова выйдут на поверхность и, как ожидается, будут сохраняться дольше ввиду ухудшения показателей экспорта, что приведет к более высокому номинальному обесцениванию в ближайшие годы, прежде чем оно приблизится к базовому тренду", - говорится в материалах.
Согласно им, временное давление на режим управляемой гибкости обменного курса в рамках сценария снижения курса может потребовать повторного введения некоторых мер валютного контроля, использовавшихся ранее во время войны.
С учетом вышеперечисленного в негативном сценарии оценка международных резервов на конец этого года снижена на $1,9 млрд - до $32,5 млрд, на конец следующего - на $3,4 млрд, до $36,6 млрд против $41,8 млрд и $43,0 млрд в базовом сценарии.
Вместе с тем благодаря снижению на этот и следующий год в негативном сценарии оценки дефицита бюджета на 1,0-0,9% ВВП - до 27,4% ВВП и 23,9% ВВП соответственно МВФ улучшил оценку долга на 1,2-1,7% ВВП - до 104,7% ВВП и 121,5% ВВП соответственно.
Что касается инфляции, то ее прогноз в негативном сценарии оставлен прежним: 10% в этом году и 8,5% в следующем против 8% и 7% в базовом прогнозе.
"Риски для прогнозов (как базового, так и негативного) остаются исключительно высокими, а риск затяжной войны вырос со времени третьего пересмотра. Краткосрочные риски внешнего финансирования уменьшились после одобрения США бюджета и пакета военной поддержки, хотя дефицит или задержки могут материализоваться, если властям будет сложно выполнить условия, необходимые для разблокирования выплат из США и/или ЕС", - отмечается в документе.
МВФ добавляет, что риски, связанные с войной - как по продолжительности, так и по интенсивности - представляют собой наибольший риск для базового прогноза. Война может потребовать дополнительных расходов на проведение военных операций в базовом режиме, в частности за счет плановой мобилизации. Длительная и более интенсивная война при отсутствии дополнительной внешней поддержки может потребовать применения неоптимальных мер (например, сокращение государственной помощи или накопление задолженности по расходам), которые могут повлечь социально-экономические потрясения и ухудшение прогноза, отметил Фонд.
Отмечается, что если серьезность потрясений выведет страну за пределы негативного сценария, возможно, потребуется принять дополнительные нетрадиционные меры, и власть имеет обязательства и возможности для их реализации. Например, речь может идти о дополнительном налоге к налогу на доходы физлиц и/или дополнительном налоге на предметы роскоши или акцизах, а также мобилизации внутреннего облигационного финансирования в еще большем масштабе.
Последнее может включать, при необходимости, административные меры к банкам по владению ОВГЗ в оговоренной сумме или минимальный период, дифференцируя банки на основе индивидуальных условий ликвидности. Вторичные покупки НБУ гособлигаций также могут послужить поддержкой первичному рынку, считают в МВФ.
По мнению Фонда, можно рассмотреть такие инструменты, как облигации, привязанные к инфляции или обменному курсу. Наконец, в случае возобновления высокого давления на обменный курс, но при сохранении адекватного уровня резервов, при корректировке позиции денежно-кредитной политики можно было бы рассмотреть определенную комбинацию расширенного валютного контроля, а также активную валютную политику, говорится в материалах.
"В целом, широкомасштабные обсуждения с властями планов действий в чрезвычайных ситуациях во время четвертого обзора еще раз подтверждают, что программа остается надежной даже в случае такого негативного сценария", - повторил Фонд вывод, сделанный и после третьего пересмотра.
Напомним:
Украина получила 2,2 млрд долларов США от Международного валютного фонда.