ЕС существенно снизил зависимость от транзита газа через Украину
ЕС сейчас гораздо лучше подготовлен к перебоям в транзите российского газа через Украину, чем во времена газового кризиса 2009 года, и достаточно безболезненно переживет даже многомесячную остановку этих поставок.
Таков основной вывод исследования, опубликованного 19 марта Институтом по изучению экономики энергетики при Кельнском университете (Energiewirtschaftliches Institut, EWI), пишет DW.
Один из авторов этого исследования, Гаральд Гекинґ, летом прошлого года на фоне растущей тогда "войны санкций" изучал возможные последствия полного эмбарго России на поставку природного газа в ЕС.
После этого он вместе с коллегами сконцентрировался на вопросе, в какой мере европейские потребители зависят от транзита российского газа через Украину и к чему могла бы привести его временная или полная остановка.
Над этой темой авторский коллектив из трех экспертов работал почти полгода.
"Мы рассмотрели сценарии, когда российские поставки через и в Украине прерываются на две недели, три и шесть месяцев, а также вариант, при котором они вообще прекращаются", - рассказал Гекинґ.
Проведенная учеными симуляция показала, что в зимнее время в случае временных перебоев более или менее острую нехватку топлива почувствуют только сама Украина, а также Турция, Македония и Болгария.
Таким образом, даже при остановке поставок на полгода с реальными проблемами столкнется только одна страна ЕС - Болгария. В случае сильных морозов не смогут полностью удовлетворить спрос на газ также Греция и Италия (кроме того Босния и Герцеговина).
Остальные члены ЕС в состоянии обеспечить себя достаточным количеством природного газа, говорится в исследовании EWI.
Снижение зависимости ЕС от транзита российского газа через Украину эксперты связывают с целым рядом причин.
Так, значение этого маршрута на протяжении последних лет постоянно сокращалось. Если в 2005 году по нему в Европу было прокачано 121 млрд кубометров газа, то в 2014 году данный объем снизился до 55 млрд. Это во многом объясняется развитием газотранспортной инфраструктуры, прежде всего - введением в работу российско-европейского газопровода "Северный поток".
В результате сегодня через Украину поступает только 14% газа, потребляемого в Евросоюзе.
Из шести крупнейших газовых рынков ЕС (Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды, Франция, Испания) только Италия импортировала в прошлом году более 15% необходимого "голубого топлива" по этому маршруту.
Таким образом он обслуживает в основном небольшие газовые рынки ЕС - болгарский, венгерский, австрийский, словацкий, чешский, отмечают исследователи.
Вторая причина снижения значения транзита через Украину - недавнее активное переоборудование интерконнекторов (соединительных газопроводов) между национальными газотранспортными системами отдельных стран ЕС.
Сегодня уже около 40% из них способны работать в двустороннем режиме. Иными словами, обеспечивать не только прямые, но и реверсные поставки.
Поэтому существенно выросли возможности при необходимости перебрасывать "голубое топливо" из крупных западноевропейских рынков на небольшие восточноевропейские.
"Сегодня газ можно поставлять из Германии через Чехию в Словакию, а оттуда - в Украину", - привел пример Гекинґ. Германия же получает газ как из России, так и из Норвегии и Нидерландов, к тому же, частично добывает его сама.
К тому же, напомнил Гекинґ, "спрос на газ в Европе сейчас гораздо ниже, чем прогнозировалось еще несколько лет назад".
Так, реальный спрос составляет около 450 млрд кубометров, а предполагалось около 550 млрд.
Вывод EWI о том, что транзит российского газа через Украину теряет значение для Евросоюза, с одной стороны, является плохой новостью для Украины, поскольку ее прежняя роль стратегического транзитера стремительно уходит в прошлое.
С другой стороны, Украина не менее быстро входит во все более перспективную новую роль покупателя газа через реверс из Европы.
В то же время снижение значения украинского маршрута является тревожным трендом для российского проекта газопровода "Турецкий поток", который Газпром планирует наполнять именно теми объемами. которые сейчас идут через Украину.